Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56
Лк., 48 зач., IX, 49-56 (о. Стефан Домусчи)
49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Становясь христианином, человек понимает, что перед перед ним большой и долгий путь. Кто-то, может быть, подумает, что дело уже сделано, он в Церкви и может быть спокоен. Кто-то, напротив, прекрасно осознает, что крещение – это только начало пути.
Но что же это за изменения? Каковы начальные и конечные координаты? При ответе на этот вопрос, даже среди тех, кто настроен на серьезное воцерковление, варианты могут быть самые разные. Велика вероятность того, что человек воспринимает в качестве координат внешние изменения. Он говорит: «Да я в начале пути, я еще не привык поститься, мне надо этому долго учиться», или «Я в начале пути, я еще не знаю молитв и мне надо долго их читать чтобы выучить наизусть». Среди прочего может быть непривычность воскресной литургии, ведь в свой выходной ты должен просыпаться утром и идти в храм, вместо того чтобы использовать время для того чтобы выспаться.
И всё же, начало пути, как и сам путь, в первую очередь не в этом. Конечно, внешние правила тоже учитываются. Мы действительно учимся молиться, поститься, ходить на службы, – все эти навыки совершенно необходимы. Но, в то же время, главный путь, который мы должны пройти – это путь научения любви.
Эта мысль может показаться чем-то банальным, но сегодняшний текст говорит нам о том, что можно ходить за Христом довольно долго, и не понимать о любви ничего.
Сегодняшний Евангельский текст начинается с того, что Христос ученики рассказывают Христу о событиях, с их точки зрения, возмутительных, ведь некто изгоняет демонов Его именем. О чем говорит это возмущение? Вероятно, о том, что они ощущали себя единственными настоящими учениками, и думали, что только их поведение нормативно. Христос же, напротив, запрещает им запрещать и говорит: кто не против вас, тот за вас.
Что ж, эта истина довольно простая, кто не противник, тот союзник. Она кажется ученикам довольно понятный.
Однако, за этой историей следует другая. Сопровождая Христа, на пути к Его крестным страданиям, ученики подходят к самарянскому селению, жители которого не принимают Его, т.к. не любят иудеев и не вступают с ними в общение.
И вот ученики, которые только-что должны были усвоить истину о том что нейтрально относящийся к ним человек не враг, как они обретают врагов настоящих, тех, кто не желает их видеть на своей земле. Тут уж слова Христа никак не подходят, уж эти-то люди точно не нейтральны, а значит и им, апостолам, можно применить силу.
Именно с таким предложением они и подходят ко Христу. Услышав их слова, он запрещает им агрессию и дает им заповедь выше прежней: не знаете какого вы духа? - Спрашивает Он, ибо сын человеческий пришел не губить души человеческие а спасать.
Иными словами, при ближайшем рассмотрении Евангельского текста, мы видим как бы духовную лестницу, по которой постепенно поднимаются ученики. И еще мы понимаем, что эта история не про них, но про нас.
Дай Бог и нам постепенно восходить от силы в силу, сначала научившись нейтральным и добрым отношениям со всеми, а затем и гораздо большему - терпению враждебности, перенесению скорбей. Мы должны научиться всему этому по разным причинам, хотя достаточно было бы и одной: став христианами, мы стали учениками того, Кто пришел не губить души человеческие но спасать.