Обычно православные храмы строятся по древнему негласному правилу – они должны быть скромно украшены снаружи и богато – внутри. Такой подход является напоминанием для каждого православного христианина – не следует излишне заботиться о своей внешности, больше внимания необходимо уделять внутреннему миру, своей душе.
Тем не менее, в православном мире существует регион, который рушит все сложившиеся представления о храмостроительстве. Речь идет о Молдове. Не о стране Молдове, а о древнем регионе Румынии – Молдове. В середине 15-го века этим краем управлял знаменитый румынский господарь святой Стефан Чел Маре. Стефан вступил на свой престол в период, когда под ударом турок пал Константинополь и христианская цивилизация Византии была уничтожена.
Стефан ощущал себя преемником Византии. В военном отношении так оно и было. Турки, завоевав Балканы, двинулись дальше. На их пути лежали теперь румынские земли под управлением святого Стефана. Господарь понимал, что опереться в противостоянии с турками он может только на свой народ. Соседние католические Польша и Венгрия не только не оказывали Румынии помощи, но, наоборот, ожидали ее поражения, чтобы разделить с турками румынские земли. Для того, чтобы воодушевить свой народ, сделать его более смелым, святой господарь Стефан стал всячески покровительствовать развитию монастырей. Он считал, что именно монашеские обители укрепят дух народа, а заодно в случае опасности высокие монастырские стены смогут укрыть людей от вражеских войск.
По приказу господаря храмы в новооткрывшихся монастырях стали расписывать не только внутри, но и снаружи. Внутренние фрески, так называются церковные росписи на стенах, были выполнены в соответствии с традицией и изображали Бога и святых. А вот внешние фрески были совсем другого характера. Румынские художники не скупились ни на краски, ни на эмоции. Внешние фрески покрывают собой всю поверхность храмовых стен. За ними теряются очертания зданий. Иногда кажется, что храм вывернут наизнанку. Перед смотрящим на внешние фрески открывается масштабная панорама библейских и исторических событий. Некоторые из этих событий пугают, некоторые воодушевляют.
Средневековые румынские иконописцы отражали ту историческую действительность, в которой находилась их страна. Например, среди рисунков мы можем найти изображение осады Константинополя и его падения. Изображен на фресках и святой господарь Стефан, противостоящий тогдашним врагам Румынии – туркам и полякам.
Но больше всего из внешних фресок поражает изображение Страшного суда. Здесь румынские иконописцы не поскупились на чувства и изобразили свое представление о том, кто какую участь от Бога получит. Среди праведников, которые на Страшном суде получают награду, изображены румынские воины, погибшие за свою страну. А вот среди грешников, осужденных на вечные муки, можно видеть упомянутых уже поляков-католиков и турок-мусульман. Причем очень явственно среди них читается изображение султана Мехмеда, покорителя Константинополя.
Во многом благодаря православным монастырям румынский народ не сломился перед турецким нашествием и сохранил православную веру.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема