Сколько будут жить на свете христиане, столько будут они формулировать, что такое пост и зачем он нужен.
Кто-то скажет: пост — это знакомство с собой настоящим, обнаженным, лишенным привычных благ и заслонов.
Кто-то скажет: пост — время испытать себя, время доказать себе, что я властвую над своими желаниями, а не они надо мной.
А кто-то скажет: пост — это попытка ущемить себя ради Христа и через это стать к Нему ближе.
Все верно. В таких вопросах не бывает неправильных ответов, если они — изнутри личного опыта. И вот недавно я для себя нашел еще одно измерение поста. Пост — это когда чувствуешь: ты не один.
Поясню, что имею в виду.
Нередко мы спрашиваем самих себя и друг друга: «Хорошо, пост — время активизировать духовную жизнь, а что — в остальное время этого можно не делать?» Как спел в одной песне Андрей Макаревич, «сабантуй от поста до поста…»? Речь, надо полагать, конечно не об этом. А вот о чем.
Я могу вообразить себе человека, который в русле этой логики решит: «Возьму-ка и устрою себе всю неделю строгий пост. Не только же в раз в год строго поститься. Что за формализм! Даешь реальную духовную жизнь каждый день». Предположим даже — в порядке мысленного эксперимента — что такое решение благословлено духовником. Что почувствует этот решительный подвижник? Думаю, что я бы на его месте почувствовал себя… кем-то вроде городского сумасшедшего. Испытал бы что-то похожее на «тот неловкий момент», когда ты, например, с энтузиазмом запел в компании песню — но никто не поддержал, и ты голосишь один, а вокруг все вежливо недоумевают.Должно быть, в аналогичной ситуации вся ревность о посте у меня испарилась бы. Стушевался бы, подумал: «А может, и вправду я слишком заморочился? К чему все эти сложности, ограничения, подвиги? Когда вокруг сотни братьев по вере живут себе обычной нормальной жизнью…» И стремления к духовному подвигу — как не бывало.
Но такого, думаю, не случится, если на дворе — и вправду пост. Общий. Церковный. Когда это точно не просто твоя блажь. Когда в том же стремлении к глубокой духовной жизни пребывают многие. Когда с тобой вместе постится вся Церковь — община, собранная вместе Святым Духом вокруг Иисуса Христа.
Общецерковный пост и участие в нем дает ощущение небывало прочных горизонтальных связей — с миллионами людей, которых ты даже не знаешь, но чувствуешь их незримое плечо. И понимаешь: ты не один.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема