В театре имени Маяковского закончился вечерний спектакль. Публика давно разошлась, холл опустел. Усталые артисты, наскоро сняв грим, тоже отправлялись по домам. Завтра с утра предстояла ранняя репетиция. И только из-под двери одной гримуборной выбивалась полоска света. Актриса, которой принадлежала эта комната, устала после представления не меньше своих коллег – ведь у неё была главная роль. Но об отдыхе не думала. Сегодня ей предстояла важная встреча, от которой зависел успех задуманного ею начинания.
Гость ждал за столиком театрального кафе. Серьёзный господин в строгом костюме. Увидев направляющуюся к нему красивую рыжеволосую женщину, привстал и, протянув руку, представился:
- Рикардо де Вака, управляющий директор компании.
Женщина в ответ приветливо улыбнулась и тоже назвала себя:
- Артистка Наталья Гундарева.
Она могла бы этого не говорить. Представитель крупной американской фармацевтической кампании жил в Москве уже давно и с большим удовольствием ходил на спектакли в Маяковку. Сценическим талантом Натальи он всегда восхищался. Когда в фирму вдруг пришло письмо от актрисы, в котором она предлагала обсудить сотрудничество, де Вака с радостью назначил встречу.
Задумка Натальи была очень проста. Недавно она учредила благотворительную акцию «Во имя здоровья», которая позволяла престарелым, не имеющих средств актёрам пройти высококлассное медицинское обследование в Клиническом институте кардиологии имени МясникОва (ударение). Врачи уже провели несколько обследований и назначили пациентам лечение. Проблема была в том, что на покупку некоторых лекарств – дорогостоящих зарубежных препаратов, ни у Института, ни тем более у самих пациентов, денег не было. Вот Гундарева и решила попросить о помощи известную фармацевтическую компанию.
На успех актриса особенно не рассчитывала – ведь взамен она не могла предложить ровным счётом ничего. Всё, что было в её силах – это искренне рассказать, в каких стеснённых материальных обстоятельствах – да что там, попросту в нужде! - оказываются порой артисты, даже очень известные, выходя на пенсию. «Позарез нужны лекарства» - просто сказала Гундарева, и собеседник, совершенно неожиданно для неё, так же просто ответил: «Хорошо, Наталья. Будем сотрудничать!» Акция «Во имя здоровья» состоялась и помогла многим успешно бороться с тяжёлыми кардиологическими заболеваниями. «Значит, это дело было угодно Богу», - говорила Наталья.
Гундарева готова была помогать всем, кто нуждался в помощи. Однажды у актрисы Натальи Щербаковой украли зарплату. Многие сочувствовали, предлагали взаймы. А Гундарева вытащила из кошелька половину собственной и просто отдала со словами: «Не вздумай возвращать!». «Когда мне удаётся сделать хоть какую-то малость, я в этом черпаю колоссальные силы», - уверяла Наталья.
А ещё помогала вера. «Я верю в Бога, - говорила Гундарева. – Верю, что Бог есть Любовь». Актриса Майя Полянская вспоминает, как на Пасху Гундарева собирала коллег и вела на Крестный ход в Вознесенскую церковь у Никитских ворот.
Когда в 1993 году Наталь Гундарева стала депутатом Государственной Думы, всю свою депутатскую зарплату – а это в несколько раз больше, чем оклад театральной актрисы – передавала в Фонд неимущих актёров.
Мало кто знал, что актриса, помогающая лечить людей, сама была тяжело больна. В 2001 году Гундарева перенесла обширный инсульт головного мозга и несколько месяцев провела в больнице Святителя Алексия. А через год Натальи Гундаревой не стало. Но удивительное дело - говорят коллеги, друзья и знакомые артистки – стоит только вспомнить её доброе, озарённое каким-то внутренним светом лицо – и на душе сразу становится теплее.
Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская
Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано с Государем Павлом I. И императорский Дворец с уникальными коллекциями, и Павловский Собор — единственный в России, посвященный святому первоверховному Апостолу Павлу. Но есть в этом городе святыня, которая собирает в него сотни паломников. Это мощи Святой преподобномученицы Марии Гатчинской. О ее подвиге, о ее сокровенных молитвах, о ее жизни наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.