Дочь египетского фараона в сопровождении служанок прогуливалась по берегу Нила и увидела в зарослях тростника у самого берега просмоленную корзину, а в ней – маленького ребенка, месяцев трех от роду. Царевна сразу же догадалась, что это еврейский малыш. Ее отец недавно издал жестокий указ убивать всех мальчиков, рожденных иудейскими женщинами – видимо, одна из этих несчастных и предприняла отчаянную попытку спасти своего сына, отправив его в плавание по водам священной реки. Ребенок был настолько прекрасен, что дочь фараона не могла на него насмотреться. Она решила непременно взять малыша на воспитание и тут же назвала его Моисеем, что значит «найденный у воды».
Царевна заметила стоящую неподалеку бедную девочку и приказала ей поскорее найти женщину, которая могла бы выкормить младенца грудным молоком. Буквально через несколько минут кормилица уже приложила найденыша к груди. Вся эта череда совпадений не была случайностью. Мальчик был евреем. Мать, Иохаведа, намеренно оставила его на пути следования египетской царевны, в надежде, что та сжалится над ребенком. Девочка, что наблюдала за дочерью фараона, была родной сестрой Моисея. Когда ее отправили на поиски кормилицы, она стремглав побежала за Иохаведой – и у той появилась возможность питать молоком свое дитя.
Так и вырос пророк Моисей – приемышем во дворце фараона, но на руках у родной матери. С юности его мучили противоречия. Считая себя членом семьи египетского царя, он горячо сочувствовал евреям, которые жили в невыносимых условиях. Увидев однажды, как надсмотрщик-египтянин бьет раба-иудея, Моисей вступился – и убил обидчика. После этого ему оставалось только бежать и скрываться на Синайском полуострове, служа пастухом у Иофора, вождя и жреца племени мадианитян.
Однажды, когда Моисей пас овец у подножия горы Синай, ему явился Сам Господь в виде Неопалимой купины – горящего, но не сгорающего куста. Пророк получил от Бога призыв к освобождению еврейского народа из плена. Послушный этому повелению, он отправился в Египет, чтобы ходатайствовать перед фараоном об освобождении сынов израилевых. Раз за разом Моисей приходил во дворец с одной и той же просьбой, но египетский царь не соглашался дать пленникам свободу. По слову пророка страну одно за другим накрывали стихийные бедствия. Реки превращались в кровь, целые города претерпевали нашествие жаб и насекомых, люди и животные страдали от эпидемий, с неба обрушивался огненный град, непроницаемая тьма вставала стеной – но ничто не могло изменить жестокое решение гордого правителя, который привык владеть евреями, как рабами. В конце концов, он прогнал Моисея, под страхом смертной казни запретив ему показываться во дворце. «Хорошо, я ухожу, - ответил на это пророк, - Но знай, что Египет постигнет казнь, страшнее всех предыдущих, вместе взятых». И в ближайшую ночь предостережение исполнилось – в Египте умерли все первенцы, включая сына фараона.
Убитый горем, правитель отпустил израильский народ. Но едва пленники покинули пределы Египта, как фараон пожалел о своем решении. Он приказал снарядить войско и бросился в погоню. Преследователи настигли евреев на берегу Красного моря. Казалось, беглецам некуда деться. В панике, они стали роптать на Моисея.
Пришла наша погибель! Впереди бушующее море, позади разъяренные египтяне! Зачем только мы послушали Моисея и покинули Египет! Теперь фараон не простит нас.
Да ты посмотри, что происходит! Пророк простер руку над морем, и ветер как будто переменил направление, послушный ему! К добру ли это?
Я не верю своим глазам! Волны разбежались от ветра в разные стороны и замерли! Море обнажило свое дно от берега до берега – неужели мы пройдем по этому коридору?
Пожалуй, это пусть к спасению, счастливый исход! Надо поспешить, брат, пока вода не обрушилась в свои пределы и не потопила нас.
Опасения были напрасными – вода стояла двумя прозрачными стенами, пока израильский народ переходил по морскому дну на противоположный берег. Когда же преследователи-египтяне ворвались на своих колесницах в этот таинственный коридор, пучина с ревом обрушилась и поглотила их!
Это было самое начало Исхода евреев из Египта. Впереди предстояло сорокалетнее хождение по пустыне и многочисленные испытания. Творец не оставлял путников – днем путь им указывало светлое облако, а ночью – огненный столп. Манна небесная утоляла голод странников, горькие воды источника становились сладкими, чтобы они могли утолить жажду. Однако утомленные путешествием, которому было не видно конца, люди впадали в малодушие, требовали от Моисея мясной пищи и досадовали, что покинули Египет. «Лучше быть в плену и есть досыта, чем терпеть нужду ради призрачной свободы!», – бросали они пророку упреки. Когда же Моисей взошел на гору Синай по призванию Бога, чтобы получить каменные скрижали с десятью заповедями, народ изготовил Золотого тельца и поклонился этому идолу, ожидая от него материальных благодеяний.
Моисею было горько и больно видеть падения своих братьев и сестер, но он мужественно и упорно вел свой народ к Земле обетованной – желанной Палестине. Он понимал, что нужно пройти через огонь и воду, чтобы души окрепли и закалились, освободились от рабского сознания, чтобы служение Единому Богу, Создателю Вселенной стало для людей дороже, чем мясо в котлах чужбины.
Моисей шел вперед ради того, чтобы избранный Богом народ совершил свою великую миссию – обрел крепкую веру, в недрах которой появилась на свет Дева, в своей чистоте оказавшаяся достойной стать Матерью Спасителя – Иисуса Христа.
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.