Возле села Приветное, в 5 километрах от Морского, в Судакском районе Крыма расположился мыс Агир, который венчает средневековая башня Чобан-Куле, что в переводе значит «Пастушья башня». Это всё, что осталось от генуэзского замка XV века Тасили, которым владели три брата из рода ди Гуаско.
Круглую дозорную башню (донжон) окружают остатки древних строений и оборонительных стен. Здесь также располагалось укреплённое селение. При знакомстве с башней больше всего удивляет толщина её стен. Даже в наиболее узкой части она составляет около 2 м; в самой широкой – 4. Стены самой крепости и других башен были намного тоньше – 1-1,5 м, потому время стерло их до основания. Остатки фундаментов стен и двух угловых башен просматриваются на склоне к северо-востоку от основной башни. Сам донжон благополучно, хоть и в слегка разрушенном состоянии, достоял до наших дней. Его высота достигает 9 м. В лучшие времена он был метра на 2-3 выше. В нижнем этаже башни размещалась каменная цистерна для воды, средний с окнами-бойницами и дверью, куда с земли вела деревянная лестница, мог служить складом для оружия. Верхний этаж был жилым. В толще кладки сохранились остатки камина. Перекрытия между этажами были сделаны из дерева, а сверху постройка завершалась купольным сводом.
Ниже по склону, у подножья горы сохранились остатки генуэзского погреба, похожие на небольшую штольню.
Очень удачно было выбрано место для постройки. Здесь превосходный обзор. На западе побережье просматривается до Аюдага, на востоке - до Меганома, на севере отлично видны все долины.
У подножия холма на котором расположена башня, вся поверхность земли буквально усыпана осколками битой керамики: толщина осколочного слоя, скопившегося за сотни лет, достигает метра в гулбину. Им более 1000 лет: в 8-9 веках тут располагался крупный гончарный центр. Археологи обнаружили остатки 20 обжиговых печей. Гончары, работавшие здесь, были свободными ремесленниками. Работали небольшими артелями, сообща владея печью и сообща ее эксплуатируя. Каждой артели принадлежала своя печь. Керамика отсюда расходилась по всему Причерноморью.
Около башни сохранились руины православного храма. Не исключено, что церковь на мысе Агира существовала уже в VIII веке. Со временем, на месте этого храма в XIV–XV веках возвели одноапсидный храм, руины которого находятся на расстоянии 300 метров от башни. Его размеры: длина — 8 метров, ширина — 5 метров. Толщина стен около 70 сантиметров. Вход в храм расположен в центральной части западной стены. Внутри церковь украшали стрельчатые своды. В центральной части храма, ближе к входу, находилась могила, содержащая три захоронения. Возможно это были благодетели храма. Примерно в 60-е годы XX столетия северная стена и свод храма под башней Чобан-Куле были разрушены бульдозером, нарезавшим терассы.
Очень интересно побывать здесь 1 ноября – в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. В этот день организуется необычный крестный ход на автомобилях и мотоциклах от храма праведного Иоанна Кронштадтского в селе Морском к мысу Агира. В развалинах средневекового храма на мысе служится праздничный молебен.
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия