
Рождество Богородицы, псковская икона XVI-XVII веков
Существует несколько типов икон, посвящённых появлению на свет Девы Марии и Её младенческим годам. Главная особенность этих образов - их лирический характер. Современному человеку они могут напомнить фотографии из альбома дружной любящей семьи.
Вот сюжет "Зачатия праведной Анны" или как его ещё называют "Встреча у Золотых ворот". Супруги Иоаким и Анна встретились после разлуки, они нежно обнимают друг друга и спешат поделиться радостными вестями. Ведь обоим явился Ангел Божий, который сказал, что бремя их бесплодия закончилось. У супругов родится ребёнок, благодаря которому изменится весь мир.
Или образ "Ласкание Девы Марии": пожилые супруги держат на руках маленькую дочь. Они приникли друг к другу и с искренним восторгом любуются девочкой, словно не могут до конца поверить случившемуся чуду. Младенец так же ласково льнёт к родителям. Сколько любви, трепета и взаимного тепла в их жестах!
Так и образ «Рождества Богородицы» кажется очень житейским, наполненным трогательными бытовыми подробностями. В центре иконы изображена праведная Анна. Она полулежит или сидит на высоком ложе, к ней пришли с дарами другие женщины. Рядом находится повивальная бабка и служанки, они омывают Богоотроковицу в купели, напоминающей об обновлении и очищении человеческого рода.
Иногда встречаются трогательные подробности, например, на некоторых иконах служанка рукой проверяет воду в купели, так же как это делают все матери мира. Или обмахивает опахалом лежащую в колыбели Младеницу. Иконописцы уделяют внимание бытовым деталям, словно стремясь ввести зрителя в самую глубину события, сделать его участником и свидетелем радостного чуда.
Самые старые из сохранившихся икон или фресок Рождества Богородицы относятся к одиннадцатому веку. Из них наиболее известной является фреска в Киевском Софийском соборе.
В России и на Украине особо почитается чудотворная Глинская икона Рождества Богородицы. Её явление произошло в шестнадцатом веке в Сумском крае. Икону нашли бортники, собиравшие мёд диких пчёл. Образ стоял на сосне. Когда икону сняли с дерева, из-под его корней забил родник. Вскоре на этом месте возникла Глинская пустынь. Своё название она получила по имени княжеского рода, владевшего этими землями. По молитве Богородице перед Её образом не раз происходили исцеления. В тысяча девятьсот двадцать втором году монастырь был закрыт, икону скрыли верующие, но след её затерялся. Обитель возрождается из руин, её вновь открыли для верующих в конце девяностых годов. Предание гласит, что чудотворная Глинская икона Рождества Богородицы вновь явится людям, когда расцветёт духовная жизнь Глинского монастыря.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема