Давайте задумаемся: как бы нам жилось, если бы у нас не было возможности попросить помощи? Наверное, непросто. Ведь быт настолько насыщен проблемами и заботами, что, порой, помощь со стороны – едва ли не единственный выход из сложностей, с которыми мы сталкиваемся.
В первые несколько лет после свадьбы мы с мужем жили у его родителей. С нами ещё жила его старенькая бабушка. И я тогда всё не могла понять, почему его родители постоянно просят нас о помощи: то за картошкой сходи, то бабушку отвези, то лекарства купи… Слушая краем уха очередную просьбу наподобие «Пожалуйста, съезди», «Пожалуйста, сходи, отнеси, подай…», я цокала языком «Ну вот, опять» и совершенно не задумывалась, что у бабушки диабет, что машина в этой семье есть только у нас, что спуститься в погреб за картошкой для моего мужа – две минуты, а свекровь с больной ногой – прокопается с этими спусками-подъёмами едва ли не с час. Всё это мне даже в голову не приходило. Я рассуждала очень типично для необремененной бытом молодой невестки: «Если мы у них ничего не просим, почему мы обязаны им помогать?».
С тех пор прошло уже больше десяти лет. Сейчас я часто вспоминаю о своих тех рассуждениях, и мне становится неприятно и даже стыдно. Ведь теперь-то я точно знаю: не просили мы у родителей ничего тогда только потому, что их помощь нам была не нужна. И по этой же причине и рассуждала я однобоко и горделиво: досадуя на время, потраченное не на себя.
За десять лет наши семейные заботы встали на стандартные рельсы «дети-дом-еда-работа». И я, конечно, уже не представляю себя без помощи родных, которые дают мне возможность балансировать между бесконечными наплывами «надо-надо-надо». Но самый главный мой урок этих лет заключается в том, что, испытав на себе невозможность существования без помощи близких, я сама научилась помогать, не делая одолжения, и мотивируя свои действия одним только желанием – помочь.
…Поразмышлять на эту тему мне захотелось не от вдруг нахлынувших воспоминаний. Я вспомнила свою историю, когда у подъезда столкнулась с соседкой.Она год назад вышла второй раз замуж, имея взрослых детей и подрастающих внуков.
На моё стандартное «Как дела?» соседка стала жаловаться:
- Так устала. Они (то есть – её дети) каждые выходные пытаются мне подсунуть своих детей (то есть – её внуков). А я им и говорю: у меня, что, личной жизни,что ли, нет? Я вот у вас ничего не прошу!
Дальше –по заезженному сценарию.
Я не удивилась. Видела я Ваше «Не прошу». И спросила:
- А Вы, когда растили своих детей… Вы просили у своих родных помощи?
Она, не раздумывая ответила:
- Я – никогда ни у кого ничего не просила.
Я попрощалась и пошла за сыном в садик. Не буду говорить, о чём я думала по дороге. Вы и так уже об этом догадались.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема