
Фото: Artem Sapegin/Unsplash
В Новом Завете мало говорится о судьбе Богородицы после Вознесения Господня. Из Священного Писания мы знаем, что страдая на Кресте, Господь помнил о Своей Матери и поручил попечение о Ней любимому ученику, апостолу Иоанну.
По преданию, Богоматерь была на Елеонской горе в день Вознесения Христова. В книге "Деяний апостолов" говорится, что Пресвятая Дева присутствовала в Сионской горнице в день Пятидесятницы. Она, как и апостолы, получила дары Святого Духа. По преданию, ученики Христовы бросили жребий о том, кому в какие земли отправиться, чтобы нести благую весть о Спасителе мира. Богородице в удел выпала Иверия, в те времена так называлась Грузия. Но Богоматери явился ангел, который возвестил, что время проповеди в этой земле ещё не настало. Богородице предстоит другой путь, который откроется Ей позднее.
Дева Мария почти не проповедовала перед большим кругом людей. Но Она рассказывала апостолам и всем, кто приходил к Ней в дом, о Благовещении, о чудесных обстоятельствах Рождества Спасителя, Его младенчестве и земной жизни. Одним Своим присутствием Богоматерь утверждала Церковь Христову на земле.
Среди таких гостей был ученик апостола Павла - Дионисий Ареопагит. Этот греческий аристократ отличался хорошим образованием и мудростью. Его прозвание связано с тем, что Дионисий входил в Афинский совет старейшин - Ареопаг. Однажды перед членами Ареопага с проповедью благой вести о Спасителе выступил апостол Павел. Дионисий сблизился с ним и вскоре сам принял крещение. Вместе со своим учителем Дионисий побывал в Иерусалиме у Девы Марии. Он вспоминал: «От Её благодати изнемогло моё сердце, изнемог мой дух… Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
Другой ученик апостола Павла, греческий врач Лука, под впечатлением от такой встречи нарисовал портрет Богоматери. Так была создана первая икона Пресвятой Богородицы. Она увидела образ и благословила его: "Благодать родившегося от Меня и Моя с сею иконою да будет!"
Когда апостол Иоанн отбыл на проповедь в Эфес, Богоматерь последовала за ним. По преданию, однажды Дева Мария отправилась к Лазарю, другу Христа, которого некогда воскресил Спаситель. В то время он был епископом на Кипре. По дороге корабль подхватила буря и отнесла к горе Афон. Богородица поняла, что именно об этой земле Ей когда-то возвестил ангел. К кораблю между тем стал стекаться народ. Все прослышали о необычной гостье, стали раздаваться вопросы о том, правда ли, что в далёкой Иудее был явлен Спаситель мира.
После проповеди Девы Марии все пожелали принять крещение. Когда Богородица покидала Афон, Она произнесла: "Это место да будет моим жребием... Да почиет благодать Моя над живущими здесь с верою и благочестием".
Храм преподобного Никиты Мидикийского. Волгоград

На западной окраине Волгограда есть район под названием Старая Отрада. В конце восемнадцатого века эти земли принадлежали генералу Никите Бекетову. Он получил их в награду от императрицы Елизаветы Петровны за ратные подвиги. Очарованный красотой волжских просторов, военачальник назвал своё новое имение Отрадное. Выйдя в отставку, он поселился здесь, близ Царицына, — так в то время назывался Волгоград и построил в усадьбе церковь во имя своего небесного покровителя — преподобного Никиты.
Для возведения храма Бекетов специально поставил в поместье завод по производству кирпича. В проекте церкви были учтены личные пожелания помещика, поэтому здание получилось своеобразным. Кирпичное строение увенчал деревянный купол, и расположился он не в центре кровли, над трапезной, а с восточного края, над алтарём.
Свято-Никитский храм освятили в 1795 году. Хозяин имения Отрадное не дожил до этого момента. Жители селений, окружавших поместье, горячо молились об упокоении генерала. Крестьяне были благодарны Никите Бекетову за возможность посещать церковь вблизи от дома. Прежде им приходилось преодолевать пешком многие километры, чтобы поучаствовать в богослужении.
Община Никитской церкви оставалась сплочённой и крепкой на протяжении многих десятилетий. Прихожане дорожили храмом и заботились о нём. В середине девятнадцатого века старинное здание отреставрировали и перестроили. С северной и южной сторон у церкви появились дополнительные приделы, благодаря чему она стала крестообразной. То есть, приобрела тот вид, что сохранился до наших дней.
В безбожное советское время храм преподобного Никиты ненадолго закрывался — с 1940-го по 1943-й год. В разгар Великой Отечественной войны церковь вернули православным. Она чудом уцелела во время битвы за Сталинград — так назывался Волгоград в середине двадцатого века. 6 мая 1945 года на пасхальное богослужение здесь собрались сотни верующих, а ещё через три дня, в Светлую среду, под сводами Никитской церкви православные служили Богу благодарственный молебен о победе над фашистами.
Сегодня церковь преподобного Никиты — одна из старейших в Волгограде. Её община, как встарь, дружная и деятельная. При храме работает воскресная школа и кружок «Евангельские чтения». Прихожане помогают приюту для бездомных, навещают пациентов городского хосписа и ежедневно собираются на богослужения!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 16. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена и во всех обществах встречались люди, которых можно было бы назвать праведниками, потому что они отличались от своих современников особенным вниманием к нравственной жизни. Естественно, подобные люди особенно остро переживали несовершенство общественной жизни и в своих молитвах взывали к Богу о торжестве справедливости. Но что же в первую очередь отличает праведников от грешников? Ответ на этот вопрос звучит в 16-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 16.
Молитва Давида.
1 Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу Ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своём, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Как-то прогуливаясь по улицам своего родного города, я увидел на одном из домов схематичный рисунок весов и надпись «Бог всё видит и всё учитывает». Несмотря на всю свою простоту подпись под рисунком показалась мне чрезвычайно интересной, потому что на самом деле её можно интерпретировать двояко: и как надежду на грядущий суд и наказание тем, кто сегодня живёт безнаказанно, не обращая внимания на заповеди, и как надежду на милость Того, Кто видит сердце каждого человека и каждому воздаст по его сердцу. То есть первое понимание может исходить из суда человеческого и быть предостережением, но в то же время в подлинном смысле мы не можем быть источником справедливости, потому что не видим тайных мыслей человека, не видим его надежд, его трудов, его борьбы... Все эти вещи видит только Бог. Только Он видит, растёт ли человек внутренне, относительно тех условий, в которых он родился и был воспитан... И в этом смысле насколько только Бог всё видит, настолько только Он по-настоящему и может всё учесть.
Прозвучавший сейчас 16-й псалом — это горячая молитва Давида к Богу о том, чтобы Он увидел его праведность и защитил его от несправедливости гонителей. Для нашей современной традиции нехарактерно такое подчёркивание своих достоинств, но псалмопевец и не приписывает всего этого себе. Он старается идти путями Господними, но при этом просит утвердить его стопы и быть рядом, буквально хранить его как зеницу ока. В свою очередь, изображая грешников, Давид подчёркивает хищнический характер их поведения, но самое главное — называет их «людьми мира, удел которых в этой жизни». Еврейское слово, переведённое здесь как «мир», означает жизнь или век, то есть это люди «века сего», действительно ценящие только эту жизнь, получающие её как свою часть, не стремящиеся получить ничего другого, воспитывающие так детей и внуков. Это уникальная по своей простоте и глубине характеристика греховной жизни, ведь главное в грехе не конкретные формы, но обращённость к этому миру как к главной и единственной ценности. При такой внутренней позиции все формы греха оказываются возможными, потому что в сердце такого человека нет главного — стремления к Богу. И, напротив, основу праведности псалмопевец видит в том, что он живёт в присутствии Господа и насыщается не образами мира сего, но образом Божиим.
Псалом 16. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 16. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 16. На струнах Псалтири
Молитва Давида
1 Услышь, Господи, правду (мою),
внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет;
да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью,
искусил меня и ничего не нашел;
от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих,
я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих,
да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже;
приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою,
Спаситель уповающих (на Тебя)
от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока;
в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, —
от врагов души моей, окружающих меня.
10 Они заключились в туке своем;
надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас;
они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю.
12 Они подобны льву, жаждущему добычи,
подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их.
Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи,
от людей мира, которых удел в этой жизни,
которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих;
сыновья их сыты,
и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое;
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.