Отмена крепостного права в России в 1861 году, конечно же, была событием эпохальным. Вы только представьте себе, какое количество судеб развернулось на 180°. Причем не только тех, кто был крепостным, но и тех, кто ими владел. Отражено это событие было не только в исторических документах, но и в литературе, и в живописи, и в музыке, и даже в архитектуре. Особенно в храмовой.
Буквально через месяц после отмены крепостного права в Нижнем Тагиле был отслужен торжественный молебен, а на площади перед заводоуправлением оглашен царский манифест. Там же кто-то подал мысль о создании на народные средства церкви во имя великого князя Александра Невского в память об освобождения крестьян из крепостного состояния.
1 июня главноуправляющий заводами генерал-майор Рашет собрал в здании заводоуправления служащих и некоторых купцов и предложил им к подписанию заранее составленный заводским служащим Дмитрием Шориным «приговор» о сооружении храма и образовании попечительского комитета. Под документом подписались около 140 человек. В ноябре одобрили план и фасад будущей церкви по проекту архитектора Гирста. В феврале следующего года Синод благословил постройку храма на Вересовой горе, которую тогда же переименовали в Александровскую.
Деньги на строительство требовались немалые – 40 000 рублей серебром. К началу строительства было всего 3 000. Провели рыночный и кружечный сборы, но выручили всего несколько сотен рублей. Генерал-майор Рашет добавил ещё несколько. Промышленник Демидов дал тысячу, но проблема финансирования оставалась. И тогда, естественно, придумали налог: «…для усиления сумм, нужных на достройку церкви обложить каждого годного работника неотяготительным сбором по 15 копеек серебром в год». Вот так и набирались деньги. Справедливости ради отмечу, что впоследствии появились жертвователи, которые помогли дособрать нужную сумму. Да и стоимость самого строительства храма оказалась меньше, чем предполагалось. По фасаду он очень похож на тот, что построен архитектором Кузьминым для русских в Париже. Но по стоимости тагильская церковь вышла в 25 раз дешевле – в 43 тысячи рублей, а парижская – в миллион.
В первые два года было уложено около 600 тысяч кирпичей. После этого кураторы обнаружили недостаточность качества и прочности кладки. Подрядчику пришлось всё переделывать и строительство замедлилось. В общей сложности храм строился 16 лет и был освящен в декабре 1877 года. Интересно отметить, что Александровская гора для него – место очень удачное. С какой точки не смотришь на храм Александра Невского – всегда смотришь снизу вверх.
Построен он в стиле эклектика. Это значит – смешение различных стилей. Я не профессионал. Мне храм показался очень гармоничным и величественным. Вы вполне можете со мной поспорить, но для этого вам нужно познакомиться с храмом Александра Невского в Нижнем Тагиле поближе.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.