Евгеньевская улица в Петербурге получила своё название в 1911 году. Имя было дано не случайно. В доме номер один по этой улице размещалась община сестёр милосердия Святой Евгении. А основала её внучка императора Николая Первого – принцесса Евгения Ольденбургская.
Она много сделала для развития женского образования в России. В частности, когда в Петербурге открывали Рождественскую женскую гимназию, Евгения Максимилиановна стала её попечительницей. Душой болея за воспитанниц, принцесса сама разработала учебные программы, ввела новые предметы – гигиену, оказание медицинской помощи и домоведение. Кроме того, она возглавила «Общество вспомоществования нуждающимся ученицам». Оно вносило плату за обучение гимназисток из бедных семей, к выпускному балу выдавало им средства на покупку платьев.
Евгения Максимилиановна была также покровительницей Комитета о сёстрах Красного Креста. Она опекала больницу и «Дом милосердия». Открыла курсы медсестёр и амбулаторию. А ещё стала выпускать открытки с изображением репродукций картин из Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. Про открытки люди говорили, что «у них лишь один недостаток - их жаль посылать на почту». За 20 лет было распродано больше 30-ти миллионов экземпляров этих открыток. Деньги шли исключительно на благотворительные медицинские цели.
Евгения Максимилиановна – тонкая ценительница живописи, стала и председателем «Общества поощрения художеств». На этой должности она оказывала помощь молодым живописцам, а заодно содержала Рисовальные классы и создала сеть художественных школ для детей ремесленников.
Когда принцесса выходила замуж, в качестве свадебного подарка Александр Второй преподнёс ей поместье Рамонь в Воронежской губернии. Евгения Максимилиановна возвела в нём чудесный дворец, построила сахарный завод и кондитерскую фабрику, конезавод и ковровые мастерские. Заботясь о рабочих и служащих своих предприятий, открыла лечебницу и столовую, общежитие для инженеров, начальную и рисовальную школы для детей.
В Петербурге Евгения Максимилиановна содержала убежище для женщин, вышедших из тюрем. Опекала девочек – дочерей арестантов, построив для них приют, в котором преподавали общеобразовательные предметы и обучали искусству шитья.
Во время русско-японской войны начала 20-ого века принцесса стала во главе Порт-АртУровского «Комитета по оказанию помощи раненым солдатам и увековечиванию памяти павших». И была награждена орденом «За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения».
После революции семья Ольденбургских оказалась во Франции. В России оставалось много учреждений, названных в честь Евгении Максимилиановны. Новая власть все наименования упразднила. Оставила только Евгеньевскую улицу. Но уже в наши дни петербургской женской гимназии возвратили её историческое имя - «Гимназия Принцессы Ольденбургской». А портрет Евгении Максимилиановны теперь висит в актовом зале и печатается на обложках дневников гимназистов.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России