В одиннадцатом веке до Рождества Христова израильским народом правили судьи. Это были люди, которые помогали иудеям не уклониться от веры в Единого Бога, хранить национальное самосознание. Судьи не имели политической власти, у них не было юридических и финансовых рычагов влияния на соотечественников – лишь заслуженный авторитет помогал им совершать непростую миссию. На смену судьям пришли цари, в руках которых была уже и действующая армия, и государственные законы, и богатая казна, пополняющаяся за счет сложной системы податей. А человеком, который стоял на рубеже этих двух эпох, был Самуил – последний из судей, пророк, избравший первого израильского монарха.
Родился пророк Самуил при необычных обстоятельствах. Его мать Анна была бездетной, а в древнем Израиле бесплодие считалось непросто несчастьем, а наказанием Божиим за грехи. Много лет женщина терпела несправедливые упреки и насмешки, когда же ее страдание достигло такой точки, что невозможно было терпеть, она оправилась в город Силом поклониться Творцу и излить Ему свою боль. Именно в Силоме в то время, то есть в одиннадцатом веке до Рождества Христова, находился Ковчег Завета – величайшая иудейская святыня. Ковчег являлся престолом, на котором незримо восседал сам Бог. Хранилась эта реликвия в скинии – шатре, служившем походным храмом.
Приблизившись к скинии, Анна упала на пороге и долго плакала. Затем поднялась и стала горячо молиться. Чтобы от горя не сорваться на крик, она беззвучно шевелила губами, хаотичные движения выдавали ее смятение. Наблюдавший за Анной первосвященник Илий решил, что она просто пьяна, и поспешил прекратить святотатство.
Илий:
Женщина, если ты выпила вина, то удались от святыни! Неужели ты не боишься Бога?
Анна:
Прости меня, но я не пьяна, я убита горем. Вся жизнь моя сломана – потому я и не держусь на ногах. Бремя моей печали слишком тяжело – поэтому я и шатаюсь. Я прошу у Бога, чтобы Он снял с меня поношение и даровал дитя.
Илий:
Возвращайся, дочь моя, домой с миром. Будет у тебя сын.
Вскоре у Анны родился первенец. Его назвали Самуилом, что означает «Бог услышал». Когда сыну исполнилось три года, мать привела его в Силом к Илию и сказала: «Вот ребенок, которого я вымолила в твоем присутствии». Мальчик был посвящен Богу и остался жить при скинии, помогая старому первосвященнику.
Через несколько лет Самуил пережил явление Бога. Юноше открылось, что именно он станет хранителем святыни, а не сыновья Илия, ведущие праздную разгульную жизнь. Пророчество исполнилось вскоре во время войны с язычниками-филистимлянами. Могущественный враг разгромил израильскую армию, захватив Ковчег Завета. Оба сына Илия были убиты, а сам он упал замертво, услышав горькие вести.
Самуил, став священником и судьей, призвал народ к покаянию. Чтобы помочь людям мобилизоваться духовно, он организовал так называемые пророческие школы – религиозно-нравственные братства, которые способствовали просвещению и объединению. Самуил убеждал, что все бедствия – от того, что люди отвернулись от Бога, что, только переменив свою жизнь от греха к праведности и горячо обратившись к Создателю, можно вернуть святыню. И вновь пророк оказался прав! Филистимляне вскоре добровольно возвратили Ковчег Завета, победой израильтян закончилась и война с ними.
Правление Самуила, как судьи, было мудрым и бескорыстным. За свое служение он не принимал никакой награды, всегда оставался беспристрастным и справедливым. Когда же он состарился, судейство унаследовали его сыновья. Однако, они оказались не такими праведными, как отец. И тогда израильтяне, опасаясь, что после смерти Самуила настанет анархия, стали просить пророка поставить над ними царя.
Праведник попытался предостеречь народ, что монархия таит в себе опасности деспотизма, но люди настаивали, что им нужен самодержец. В этом упорстве было скрыто недоверие ко Творцу – иудеи в своем стремлении обеспечить будущность избранием правителя надеялись больше на человека, чем на Создателя. Может быть, именно поэтому первый израильский монарх, помазанный Самуилом на царство, Саул, оказался недостойным и вскоре лишился благоволения Бога.
Самуил, движимый благодатью, отыскал на пастбищах близ города Вифлеема нового вождя для своего народа. Им стал Давид – юный пастушок, а в будущем – пророк и псалмопевец, славный царь Израиля, боголюбивый предок Мессии, Иисуса Христа. Самуил словно передал в надежные руки Давида заботу об израильском народе – и это было его последнее свершение. Выполнив свою миссию,последний израильский судья с миром упокоился в Боге.
Праздник непослушания. Анна Жарая
Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать своего духовника.
У меня есть подруга Ольга. Она часто приезжает трудницей в монастырь, где подвизается её духовник. Там ей, как правило, дают одно и то же послушание — работу с облачениями в ризничной. Но как-то раз духовник благословил её идти помогать в соборе.
— Как в собор? В ризнице полным-полно работы, отец Феофан, нам нужно срочно гладить облачения, — не согласилась Оля.
— Сегодня в ризнице справятся без тебя, иди, пожалуйста, помогай в храме, — спокойно ответил священник.
«Ничего-то он не понимает — возмущалась про себя девушка — я же знаю, что действительно сейчас нужно! Всё равно пойду в ризничную. Батюшка потом поймет, что так лучше».
И Ольга направилась в ризницу. Достала облачения. И приготовилась их гладить. Много работы предстояло. Батюшка, вероятно, просто об этом не знал — уговаривала она себя.
Не прошло и пяти минут, как вдруг полностью выключилось электричество. А без него как гладить? Позвали специалиста, всё починил, заработало.
Прошло еще 15 минут и снова свет выключился. Опять пришел электрик, опять все восстановил. Так повторилось 4 раза. Мастер вынес вердикт: «Выбивает пробки. Слишком много электроприборов включаете одновременно».
— Этого не может быть! — недоумевала Оля, — мы включали только два утюга. Всегда так работаем. Раньше ничего подобного не случалось.
— Действительно странно... от утюгов пробки здесь выбивать не станет, — растерялся электрик.
Весь оставшийся день Оля пробегала в суете с неработающими утюгами и только лишь к концу дня вспомнила о разговоре с батюшкой. Конечно, утверждать, что эта цепь совпадений есть некое наставление от господа, сложно, мы не знаем Его промысла о нас. Но подруга сделала вывод о важности послушания. Что именно ослушавшись священника, в итоге не успела сделать ничего ни в ризничной, ни в соборе.
И я чувствую, что жизнь с послушанием течет с Божией помощью слаженно и ровно. Да, не без трудностей, не без препятствий. Но, как правило, разрешается всё благополучно. Если же наоборот — что ни день, то «праздник непослушания», — всё начинает идет сумбурно и не понятно, куда. Ведь Бог видит всю нашу жизнь, Он вне времени. А сами мы смотрим только с нашей, как говорил отец Дмитрий Смирнов, кочки зрения. А с кочки что увидишь?
Господи, да будет воля Твоя, а не моя!
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Правило полностью. Анна Жарая
В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой необходимости в этом не видела. «А зачем столько времени тратить на длинный, сложный для восприятия текст, если можно помолиться кратко?» — думала я.
Два года назад стала посещать Молодежные встречи в своем приходском храме. В очередной раз мы собрались на беседу накануне Великого поста.
Священник, отец Илья, в тот день строго сказал: «Со следующей недели необходимо начать молиться утренним и вечерним правилом тем, кто никогда этого не делал».
Я начала с ним спорить:
— Батюшка, я не буду успевать, у меня очень большая нагрузка на работе. Можно я буду слушать аудио молитв во время сборов или в дороге?
— Нет, Аня. Неужели так сложно проснуться на 15 минут раньше обычного, чтобы уделить время Богу и попросить Его благословения?
Мне пришлось смириться и всё-таки начать выполнять наставление батюшки. Это было тяжело. Мне, в принципе, сложно просыпаться утром. А теперь необходимо было это делать ещё и раньше обычного. Но другого выхода не было. Я знала, что благословение священника выполнять необходимо, поэтому, изо дня в день, старалась вычитывать правило. Именно вычитывать. Сначала я делала это формально, а потом уже более осознанно стала молиться, вникая в смысл написанных слов.
Спустя некоторое время, стала замечать, что живётся мне радостней, чем обычно. Пропала апатия, а эмоциональных и физических сил становилось все больше. Я предположила, что, возможно, это начало происходить с того момента, когда взялась исполнять утреннее и вечернее правило полностью.
Кроме того, меня удивил ещё один факт. Я — эмоциональный человек. Вспыльчивый, раздражительный. Но после молитвы я чувствую себя очень спокойно. При внешнем шуме и суете, на душе очень тихо и радостно. Именно радость стала самым ярким чувством внутри меня. И, слава Богу, продолжает им быть.
Я очень рада, что два года назад я всё-таки послушала священника и, таким образом, узнала рецепт истинной радости мира в душе. Молитва — это наше общение с Богом. Мы просим Его быть рядом, вести нас ко спасению. И Господь дает благодать. Просто нужно потрудиться. И тогда молитва станет органичной и уже незаменимой и необходимой частью жизни!
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Если бы мы не остались. Анна Жарая
Я люблю церковные службы. Но стоять и молиться на них долго мне все равно очень тяжело. Поэтому я радовалась, когда во время работы на Валааме, нам, экскурсоводам, позволялось уходить с вечерней службы раньше. Мы жили в отдаленном скиту, куда добраться было не так-то просто. Нас туда отвозила машина, которая ездила по строгому расписанию. Если же в ней не хватало мест, приходилось идти пешком около 7 км.
К слову, службы на Валааме очень красивые, но уж слишком долгие. Например, вечернее богослужение идет 5 часов и заканчивается обычно около одиннадцати вечера.
И вот, однажды вечером мы узнали, что машина сегодня нас отвезти не сможет. Вообще больше никакие машины в сторону скита не поедут. Нас было четверо. Решили идти пешком все вместе. На монастырской дороге в позднее время пустынно. И есть риск встретить диких животных. Это всё, конечно, очень любопытно, но весьма опасно, поэтому поодиночке идти не стоило.
В десять вечера я начала торопить товарищей:
— Ну что, может пойдём? Скоро совсем стемнеет, ничего не будет видно на дороге — обратилась я к товарищам.
— Давайте ещё немного постоим помолимся, я очень хочу побыть до конца, — умоляющим голосом ответила мне Соня.
У меня уже не было сил. И я — честно — разозлилась, но всё-таки согласилась достоять до окончания службы. Остальные тоже были не против остаться до завершения богослужения.
В начале двенадцатого мы вчетвером вышли на монастырскую дорогу, морально готовые в темноте ползти пешком долгий путь, как вдруг услышали сзади гудение мотора. Соня обернулась и, не растерявшись, выбежала на дорогу в свет фар, и стала махать руками и кричать, пытаясь затормозить автомобиль. Машина затормозила. За рулем оказалась чудесная девушка Мария, которой было не по пути с нами, но она всё равно согласилась нам помочь — довезти до скита.
Приехали, открыли дверь келии и, только переступили порог, как начался сильнейший ураган с ливнем. На Валааме я видела такой впервые. Страшно подумать, как при такой погоде мы бы шли пешком по лесной дороге.
В голове складывался пазл. Если бы мы ушли раньше с богослужения, то, вероятней всего, попали бы под этот ливень и, возможно, не встретили бы Марию, которая в это время поехала бы уже в другую сторону.
Наша маленькая жертва Господу принесла большую радость и утешение нам. С этого момента я приняла решение: пусть мне тяжело, пусть сложно стоять и молиться во время служб, но, без крайней необходимости буду стараться не уходить раньше положенного.
Наверное, с подобных маленьких жертв и начинает возрастать настоящая любовь к Богу. Например, невозможно школьнику, который только начал изучать ноты, самому написать оркестровую симфонию. Так и в Церкви человек не может на начальных этапах совершить какие-то большие подвиги. На данный момент, конкретно мой подвиг — достоять богослужение до конца. Да, это мало и для кого-то — проще простого, но для меня, пока что это — труд. Я только учусь быть верной Богу, хотя бы в таких малых делах. Ведь Господь сказал: «Верный в малом и во многом верен».
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение