Новозаветная часть Библии состоит из 27 книг. Большинство из них, четырнадцать, принадлежит перу апостола Павла. Святой Павел был наиболее плодотворным новозаветным писателем – в своей миссионерской деятельности он сочетал устную проповедь с посланиями, которые направлял христианским общинам или конкретным личностям в разные города Римской империи. Каждое из посланий было составлено апостолом Павлом по конкретной причине. Так, например, послание к христианам города Рима, было написано святым апостолом из-за стремления поддержать столичных последователей Спасителя, оказавшихся в крайне непростой ситуации. Христианская Церковь Рима образовалась в тридцатых годах первого века по Рождестве Христовом. Основателями Церкви стали местные евреи, которые, посетив Иерусалим, услышали проповедь святых апостолов и уверовали во Христа. Евреи-христиане составили костяк римской общины, которая затем стала пополняться за счет обратившихся в христианство язычников. Евреи и бывшие язычники довольно мирно сосуществовали вместе до 50 года, когда из-за бунта иудеев в Палестине император Клавдий приказал изгнать евреев из столицы. Покинуть Рим вместе с иудеями пришлось и евреям-христианам. Римская Церковь оказалась перед опасностью распада. Предотвратить ужасные события сумел апостол Павел, направив христианам Рима воодушевляющее послание. Нужно учесть, что Павел к моменту создания текста послания в столице не бывал, но при чтении послания к Римлянам это не чувствуется. Апостол пишет очень уверенно, поясняя перед христианами столицы основы учения Спасителя. Отрывок из послания к Римлянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 5.1 оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 5.2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. 5.3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 5.4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5.5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. 5.6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 5.7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. 5.8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. 5.9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. 5.10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Послание к римлянам, отрывок из которого мы только что слышали, имеет важное практическое значение для каждого православного христианина. Апостол Павел предельно много внимания уделяет в нем тому, как человек может достичь гармоничных отношений с Богом и, соответственно, вести правильную духовную жизнь. В основе всего для апостола Павла лежит крестная жертва Иисуса Христа, Который умерев и воскреснув, дал людям возможность войти в Царство Небесное. Жертва Христа, как говорит Павел, примирила Бога и людей. Не в том смысле, что Богу Отцу для прощения человечества нужна была кончина Его Божественного Сына, а в том, что на кресте Иисус Христос смыл Своей Кровью грехи людей. Теперь каждый человек, который принимает православное крещение во имя Святой Троицы, получает полное прощение грехов и входит в благодатное общение с Богом. Апостол Павел признает, что и после крещения человек испытывает скорби, но их православный христианин способен преодолеть с помощью Господа. Святой апостол утешает своих читателей, говоря, что тому, кто достойно переносит трудности жизни Бог дарит терпение. Терпение приносит человеку опытность. А от опытности рождается христианская надежда, которая не бывает посрамлена. Ведь Бог отвечает на каждую искреннюю молитву. Вера в это строится на знании о том, что Христос умер не за праведников, а за грешников. А потому, по мысли апостола Павла, горячо верующий и благочестиво живущий христианин никогда Господом оставлен не будет.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!