Когда-то давно Максим Яковлев, ныне известный прозаик и сотрудник православного миссионерского журнала «Фома», был художником-оформителем. И хотя впоследствии перо писателя перевесило кисть и палитру, все же в его прозе ощущается что-то от живописи. Густые, сочные краски, крупные словесные мазки, перспектива, уходящая далеко за горизонт…
Книга Максима Яковлева «Ничего не бойся» - это сборник рассказов, куда вошли успевшие полюбиться читателю произведениями «Пир», «Вознесение», «Аполлинария, которая всех огорошила», «Выбор» и «Дар случайный». Прозу Яковлева часто сравнивают с верлибром, то есть свободным стихом, в котором нет рифмы и строгого стихотворного размера, но присутствует поэтическая плавность, напевность и гармония. А, значит, и читать ее легко и приятно.
Центром книги, определенно, является повесть «Ничего не бойся». Ее главный герой - мальчик Игнат. Однажды, упав с санок, он провалится под лед, и чтобы оправдаться перед мамой, на ходу сочинит историю о якобы вытащенной им их проруби тонувшей девочке. Но в соседнем поселке вдруг нежданно, негаданно объявляется выдуманная им утопленница! «Ложь во спасение» вдруг материализуется, обрастет невероятными подробностями и обстоятельствами, а главное, сведет его с той самой девочкой по имени Аринка.
Игнат обладает удивительным даром - копировать голоса, манеру поведения и даже внешность других людей. Но во всей своей полноте этот дар проявится не в школьном театре, где Игнат станет признанной звездой. По-настоящему засияет его талант, когда он, почти ребенок, будет в буквальном смысле играть роль Аринкиного опекуна, горячо любимого ею дедушки Василия Егорыча. Старик попадет под поезд, а Игнат окажется не в силах рассказать об этом тяжело больной и с трудом выздоравливающей девочке. И решительно сделает свой выбор.
Конечно, повесть - про любовь. Но любовь такого рода, которую принято называть жертвенной. Тому, откуда могла она возникнуть в душе человека столь юного, можно лишь догадываться, но автор настолько правдив и убедителен, что ему безоговорочно веришь.
Рассказы Максима Яковлева – это по-настоящему семейное чтение. Потому что они – не только о том, как прекрасно, когда семья есть, но и о том, как тяжело и горько, когда ее нет. Книга «Ничего не бойся» рассказывает, с каким трудом порой приобретается право назвать кого-то родным. О том, как много людей рядом с нами нуждаются в помощи, участии и внимании. Нужно только научиться их видеть.
С Вами была программа «Литературный навигатор» и ее ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.
29 апреля. О богослужениях недели
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы.
О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.