Святитель Иона, митрополит Московский родился в конце четырнадцатого века в Костромской земле. Он в двенадцатилетнем возрасте принял монашество и жил в одном из московских монастырей. Став епископом Рязанским и Муромским, Иона миссионерствовал среди племен мещеры, мордвы и муромы. В тысяча четыреста тридцать втором году он был избран митрополитом Московским. В то время решение Собора русских архиереев требовалось утверждать у константинопольского патриарха. Прибыв в Константинополь, Иона узнал, что патриарх сделал русским митрополитом некоего Исидора. Тот недолго пробыв в Киеве и Москве отправился на Флорентийский собор, где заключил союз с католиками. Русский собор низложил митрополита Исидора и единодушно избрал митрополитом святителя Иону. И тогда константинопольский патриарх впервые разрешил, чтобы посвящение в русские митрополиты происходило в Москве, а не Константинополе.
Никанор Чернецов. «Вид на Вифлеем с Иерусалимской дороги»

— Ну, наконец-то, Виктор, ты зашёл в гости! Проходи, я как раз чай заварил. Рассказывай, как дела, что нового?
— Ты уж прости, Андрей, что я в последнее время пропал. Но у меня уважительная причина. Мы с моим братом планировали важную поездку. Ты же знаешь, он фотограф. Задумал серию работ, посвящённых Святой Земле. И меня с собой позвал. Ну, вот мы и решали разные организационные вопросы. На следующей неделе летим.
— Сергей, ну это же замечательно! Вы прямо как братья Чернецовы!
— Братья Чернецовы? Кто это такие?
— Григорий Григорьевич и Никанор Григорьевич Чернецовы — замечательные художники-пейзажисты 19-го века. Широко известны их полотна с видами Иерусалима и окрестностей. Братья вместе побывали там в 1843 году. Они с фотографической точностью и вдохновенным мастерством, перенесли на холст пейзажи и святыни. Привезли из поездки несколько десятков работ. Как говорили современники Чернецовых, художники создали своеобразную живописную энциклопедию Святой Земли.
— Андрей, вот бы взглянуть на эту энциклопедию! У тебя, случайно, нет репродукций каких-нибудь иерусалимских полотен братьев Чернецовых?
— Ты знаешь, Виктор, я тут буквально на днях разбирал свои архивы, и обнаружил одну! Сейчас покажу, я её не убирал далеко. Так... Вот она! Картина называется «Вид на Вифлеем с Иерусалимской дороги». Написал её младший из двух братьев, Никанор Григорьевич Чернецов.
— Жёлтая, выгоревшая от зноя дорога среди пустыни и камней на первом плане. И в отдалении — город в жемчужно-синей дымке, в обрамлении зелени оливковых деревьев. Какие потрясающие краски — лёгкие, полупрозрачные. Догадываюсь, что это — акварель?
— Да, Никанор Чернецов в совершенстве владел акварельной техникой. Но при этом писал с такой чёткостью деталей, которая обычно характерна для работы маслом. Кстати, одна из акварелей живописца — эскиз к полотну «Дарьялское ущелье» — висела над кроватью Александра Сергеевича Пушкина в его петербургской квартире на набережной реки Мойки. Никанор Чернецов был его любимым художником и близким другом.
— А почему Чернецова заинтересовала Святая Земля?
— Места, где совершались библейские и Евангельские события, всегда притягивали писателей, поэтов, музыкантов, и художников. Вот, твой брат, Виктор, ведь тоже, наверное, не просто так решил туда отправиться.
— Конечно. Он верующий человек, и давно мечтал запечатлеть духовную красоту Святой Земли.
— Никанор Григорьевич Чернецов тоже был человеком верующим. Как христианин, он хотел своими глазами увидеть и Гроб Господень в Иерусалиме, и храм над местом Рождества Христова в Вифлееме. А как художник — мечтал запечатлеть палестинские святыни на холсте, чтобы и другие его соотечественники могли их увидеть. Ведь и в наше время на Святой Земле бывали далеко не все. Что уж говорить о середине 19-го века, когда путешествие туда было долгим и сложным.
— Знаешь, Андрей, меня поражает ракурс, который выбрал живописец, чтобы изобразить город, где явился в этот мир Спаситель. Словно художник шёл по дороге, и вдруг, увидев вдали Вифлеем, остановился, замер в благоговении и молитве.
— Да, в этой работе тесно переплелись личные переживания автора и его профессионализм. О полотне Никанора Чернецова «Вид на Вифлеем с Иерусалимской дороги» знаменитый археолог-востоковед Николай Веселовский говорил: «Колорит прекрасный, нигде не отступающий от природы, рисунок правильный, перспектива превосходная». А сам художник в своём дневнике, который вёл во время путешествия, писал, что пережил от посещения Святой Земли огромное эмоциональное потрясение. Так что ты, Виктор, всё правильно подметил.
— Андрей, а где выставлена эта работа Никанора Чернецова?
— Она находится в Приморской государственной картинной галерее, во Владивостоке.
— Дальше от Москвы, чем Вифлеем!.. Но, Бог даст, когда-нибудь доберусь и туда.
— Конечно, доберёшься. Ну, а совсем скоро у тебя будет возможность увидеть Вифлеем своими глазами, и даже с того самого места, откуда увидел его Никанор Чернецов, и запечатлел на своём полотне.
— А знаешь, я попрошу брата сделать фотографию по мотивам картины!
— Отличная мысль! Что ж, ангела вам в дорогу. Буду ждать твоего возвращения и рассказов о Святой Земле. И фотографию, конечно.
Картину Никанора Чернецова «Вид на Вифлеем с Иерусалимской дороги» можно увидеть в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке.
Все выпуски программы: Краски России
Никанор Чернецов. «Паломники у стен Иерусалима»

— Увидела картину Никанора Чернецова «Паломники у стен Иерусалима», Андрей Борисович, и вспомнила наше давнее путешествие в Израиль. Да так явственно! Кажется, что мы сейчас выйдем из Симферопольского художественного музея, и окажемся там, на Святой земле.
— Иерусалим и его окрестности как будто не меняются со временем, Маргарита Константиновна! Мы с вами вот так же стояли на Елеонской горе, как путники, изображённые на полотне первой половины девятнадцатого века. И любовались узнаваемым силуэтом города в обрамлении высоких холмов.
— Паломники на картине Чернецова не просто любуются — видно, что они испытывают сильнейшее потрясение. Мужчины, женщины, дети на лошадях и верблюдах преодолели долгий путь в Палестину. И увидев, наконец, воочию драгоценную цель своего странствия, спешились и опустились на колени.
— И этот молитвенный восторг роднит нас с персонажами картины. Люди в старинных восточных одеждах с тем же трепетом, что и мы с вами, ступали по Святой земле. И спустя ещё сотни лет христиане не утратят этого благоговения.
— Никанору Чернецову оно тоже было знакомо. Ведь он также совершил паломничество в Иерусалим. Полагаю, этот опыт и помог художнику написать картину «Паломники у стен Иерусалима».
— Опыт бесценный! Но получен он был уже после того, как художник создал полотно, что висит перед нами.
— Да что вы говорите? Я была уверена, что «Паломники...» написаны по эскизам, выполненным с натуры!
— Неудивительно — настолько достоверно картина передает панораму святого города! Однако, написал её Никанор Чернецов в 1831 году, по зарисовкам и рассказам очевидцев. А в паломничество отправился спустя одиннадцать лет.
— Я когда-то давно читала об этом. Никанор ведь вместе с братьями путешествовал?
— Да — со старшим, Григорием и младшим, Поликарпом. Трое сыновей иконописца из Костромской губернии отправились в дальний путь, чтобы послужить Богу и соотечественникам.
— Своим творчеством?
— Я бы сказал — своим подвигом. Путешествие оказалось нелёгким. Средств не хватало. Питались скудно, много денег уходило на художественные материалы. Погода не баловала. Стояла необычайно холодная зима, с ледяным ветром и дождём. Младший из братьев, Поликарп, не выдержал тяжелых условий и умер.
— Его похоронили в Иерусалиме?
— Да, на кладбище Сионской горы. А Никанор и Григорий завершили задуманное. Братья столь подробно запечатлели евангельские места в своих рисунках и записях, что их труд искусствоведы назвали энциклопедией Палестины.
— Получается, что картина «Паломники у стен Иерусалима» — словно эпиграф, пролог к этой энциклопедии.
— Или молитва перед началом важного дела. Работая над этим полотном, Никанор Чернецов читал Новый Завет, размышлял о евангельских событиях. Просил у Бога милости побывать на Святой Земле. И через несколько лет увидел своими глазами ту самую вечную панораму, что осеняет полотно «Паломники у стен Иерусалима».
Картину Никанора Чернецова «Паломники у стен Иерусалима» можно увидеть в Симферопольском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Цветущие яблони»

— Простите, а вы тоже первый раз в доме-музее Левитана в Плёсе? Здесь так красиво, столько замечательных работ, что мне непременно нужно с кем-то поделиться впечатлениями!
— Я здесь бывал и раньше. И полностью с вами согласен. Прекрасный музей. Да и сам небольшой провинциальный городок Плёс в Ивановской области довольно уютный. Широкая Волга, утопающие в зелени белоснежные дома...
— Полагаю, это не могло не вдохновлять художника...
— Левитан и его друзья, художники Софья Кувшинникова и Алексей Степанов, путешествовали по Волге в поисках живописного посёлка, чтобы снять дачу на лето. Когда они увидели Плёс, то влюбились в это прекрасное место с первого взгляда. И провели здесь три дачных сезона в восьмидесятых годах 19-го века.
— Да, здесь такие виды, что невозможно не вдохновиться...
— Кстати, Антон Павлович Чехов, близкий друг Исаака Ильича, увидев плёсские этюды художника, сказал: «Ну, наконец-то на твоих картинах появилась улыбка!»
— Замечательное сравнение!.. Пейзажи Левитана и нас, зрителей, заставляют улыбаться. Вот, например, посмотрите на эту картину — «Цветущие яблони». Какие тонкие, почти прозрачные ветви написал художник! Какие нежные лепестки соцветий!
— Да, работа замечательная! Это, кстати, оригинал одноимённой картины, которая находится в Третьяковской галерее в Москве. И обе эти работы написаны в 1896-м году. Картину, которая сейчас перед нами, Левитан подарил дочери своего друга, врача, Ивана Трояновского. Девочку звали Анна. Сначала он долго пересматривал все свои работы — искал какой-нибудь подходящий для юной особы, светлый этюд. И решил подарить пейзаж с цветущими яблонями.
— Наверное, девочка была счастлива получить такой подарок!
— Подарку в доме были очень рады, особенно именинница. Кстати, она и сама неплохо рисовала и, повзрослев, стала замечательной художницей. Ей пришёлся по душе изображённый на полотне светлый весенний пейзаж.
— Да, в самом деле, Исаак Ильич был художником от Бога.
— И очень светлым человеком. В плёсских семьях и поныне бережно хранят воспоминания о встречах жителей городка с Левитаном и его друзьями-художниками в те далёкие годы конца 19-го века. У кого-то сохранилась подаренная прабабушке Левитаном открытка. Чьи-то прадедушки, будучи мальчишками, ждали Исаака Ильича у дома, в котором он снимал комнату, чтобы помочь художнику донести этюдник...
— И в результате получались пейзажи, написанные с любовью. Такие, например, как «Цветущие яблони».
— Вы верно подметили — с любовью. Как трепетно художник с помощью красок передаёт благоухающее весеннее цветение!
— А небо какое! Глубокие сиреневые и синие оттенки...
— Глядя на эту работу вспоминается 148-й псалом пророка Давида: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних... Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звёзды света. Хвалите Его, небеса небес и вОды, которые превыше небес...»
— Благодарю вас за интересную беседу! Я ещё долго буду вспоминать этот замечательный город, музеи... и картины художника, который некоторое время жил здесь и оставил глубокий след — Исаака Ильича Левитана.
Картину Исаака Левитана «Цветущие яблони» можно увидеть в доме-музее художника в городе Плёсе Ивановской области.
Все выпуски программы: Краски России












