«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» - этими словами архангел Гавриил приветствовал Деву Марию, возвещая Ей о том, что вскоре Она станет Непорочной Матерью Спасителя. Чтобы уверить юную Отроковицу, что у Бога не остается бессильным никакое слово, он поведал, что Ее родственница Елизавета, жена священника Захарии, которая считалась бесплодной и была уже в преклонных годах, шестой месяц носит под сердцем дитя.
Приняв Благовестие, Божия Матерь поспешила навестить Елизавету. Евангелист Лука отмечает, что та жила в городе Иудином в нагорной стране. Где именно находилось селение, в котором произошла удивительная встреча двух святых, обремененных драгоценными ношами – Богородицы Марии и матери Иоанна Крестителя Елизаветы? С документальной точностью ответить на этот вопрос не представляется возможным. На многие километры к юго-западу от Иерусалима простиралась земля, принадлежавшая колену Иудину, то есть племени Израильского народа, ведущему свое начало от Иуды, четвертого сына библейского патриарха Иакова. Немало размещалось там городков и поселков, и в каждом из них мог находиться дом священника Захарии.
В разное время высказывались предположения, что упомянутый апостолом Лукой град Иудин – это Бет-Захария, что неподалеку от Вифлеема, или селение Уута рядом с Хевроном. И всеже главной оставалась историческая версия, что город, в котором жили Захария и Елизавета, стоял на том месте, где нынче расположен поселок Эйн-Керем – с 1948 года он стал считаться одним из районов Иерусалима.
В Эйн-Кереме можно увидеть родник, из которого набирала воду Богородица, живя в гостях у Елизаветы и пещеру, где родился Иоанн Креститель. Однако, до недавнего времени эти факты опирались исключительно на церковное Предание. Археологам не удавалось найти никаких документальных подтверждений того, что в евангельские времена в этих местах находилось иудейское поселение. И лишь в 2015 году в одном из старых жилых домов Эйн-Керема под фундаментом была обнаружена древняя миква. Специалист Израильского Управления древностей, окружной археолог Иерусалима Амит Рам назвал эту находку ценнейшим историческим открытием.
Комментарий эксперта:
Миква – особый водный резервуар, предназначенный для совершения омовения - одного из религиозных ритуалов, которые предписывал Ветхий Завет иудеям, исповедующим Единого Бога. В библейских книгах Левит и Числа излагалось, что всякий осквернившийся должен омыть тело водой. Погружение в воду практиковалось также как средство очищения, необходимого накануне субботней или праздничной молитвы в храме.В эпоху Второго Иерусалимского храма, который был построен в начале шестого века до Рождества Христова, а разрушен в семидесятом году после Рождения Спасителя, в еврейской культуре сложилась традиция устраивать миквы повсеместно как в общественных местах, так и в частных домах. Еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» пишет, что многочисленные паломники подвергались обязанности погружаться в микву перед посещением территории Храма.
Микву, обнаруженную во время ремонта под основанием жилого дома в Эйн-Кереме, сотрудники Израильского управления древностей дотировали концом первого века до Рождества Христова – тем самым временем, когда Богородица Мария совершила свое путешествие во град Иудин. То есть, там, где сейчас стоит Эйн-Керем, на момент рождения Иоанна Крестителя действительно располагалось иудейское поселение.
Но по каким признакам археологи установили, что обнаруженный резервуар – это именно миква? И почему ученым ранее не удавалось найти никаких других материальных свидетельств, что Эйн-Керем – это и в самом деле град Иудин? На эти вопросы скептиков также ответил специалист Израильского управления древностей, профессор археологии Амит Рам.
Комментарий эксперта:
Микву трудно перепутать с каким-либо иным резервуаром, поскольку иудейские религиозные требования к этой емкости отличаются строгостью. Во времена Второго храма существовал особый судебный орган, который следил за соответствием микв предписаниям. Это должен быть резервуар, стены и пол которого не допускают протекания. Миква предусматривает довольно большой объем, в нее должно входить минимум двести пятьдесят литров воды, причем, обязательно дождевой или поступающей непосредственно из естественного источника. То есть, наполнять микву водой, которую принесли в сосудах, недопустимо. В связи с этим требованием при строительстве религиозных резервуаров применяли различные инженерные конструкции. Например, на крыше здания сооружался водосборник наподобие бассейна, в нем собиралась дождевая вода, которая затем по водоводу подавалась в микву.
Резервуар, обнаруженный в Эйн-Кереме, представляет собой вырубленный в скале бассейн, шириной три с половиной на два с половиной и глубиной около двух метров – то есть, он может вместить объем гораздо больший, чем требуют религиозные правила. В микву ведут несколько каменных ступеней. Внутренняя поверхность резервуара тщательно отштукатурена, чтобы защитить его от протечек. Система водосбора не сохранилась, но по характерным особенностям сооружения можно предположить, что водовод располагался выше того уровня, который уцелел до наших дней.
Миква хранит на себе следы мощнейшего пожара – вероятное доказательство того, что еврейское поселение, в котором проживали родители Иоанна Крестителя, было сожжено во время Великой иудейской войны 66-71 годов.
После Великой иудейской войны – восстания иудеев, жестоко подавленного римлянами, место, на котором сегодня расположен Эйн-Керем, на многие века перестало быть еврейским поселением. Пожарище было не единственным бедствием, постигшим град Иудин. На пепелище Римский император Адриан повелел построить поселение, посвященное языческим идолам Венере и Адонису, уничтожив все, что могло напоминать об иудейских традициях и культуре.
В четвертом веке византийская императрица Елена, основываясь на Предании Церкви, возвела в Эйн-Кереме, у подножия Иудейских гор, несколько храмов, посвященных происходившим здесь евангельским событиям. Позднее эти церкви были разрушены персами. На месте византийских базилик крестоносцы поставили католические храмы. В девятнадцатом веке русская православная миссия обустроила в Эйн-Керемеженский монастырь, названный Горненским, как расположенный в нагорной стране. Христиане хранили память о событиях, освятивших эту землю, несмотря на то что, историки сомневались – а был ли вообще здесь иудейский поселок.
И вот теперь археологи обнаружили подтверждение тому, что на месте современного Эйн-Керема во времена Христа действительно находилось еврейское поселение. Был ли это именно евангельский град Иудин? Может быть, когда-нибудь и этот факт станет предметом не только веры, но и научного знания.
Новосибирск. Путешествие по городу

Фото: Mikhail Pavstyuk / Unsplash
Новосибирск раскинулся на берегах реки Оби в центре Западной Сибири. Это третий по численности город в России и крупнейший в её азиатской части. Дата его основания — 28 декабря 1893 года. В этот день на Обь прибыла группа рабочих, чтобы начать возведение железнодорожного моста для Транссибирской магистрали. Селение, образованное строителями, сменило несколько названий, пока, наконец, в 1903 году не было отмечено на карте как город Новониколаевск. За несколько лет на его территории было построено десять храмов. В 1924 году, уже при советской власти, патриарх Тихон основал Новониколаевскую православную епархию. Спустя два года она изменила своё название вслед за городом — Новониколаевск переименовали в Новосибирск. Епархию возглавил митрополит Никифор (Асташевский). Владыка вдохновлял паству противостоять раскольникам-обновленцам, которые захватывали храмы при содействии безбожной власти. Когда же напасть обновленчества осталась позади, большевики начали уничтожать церкви. Из дореволюционных храмов в городе до наших дней сохранились только три — Вознесенский кафедральный собор, храм Александра Невского и Покровская церковь. В тридцатые годы двадцатого века они были закрыты, а сейчас вновь действуют. Жителям Новосибирска очень дороги эти старинные храмы. Ведь они помнят город на заре истории, когда он ещё назывался Новониколаевском.
Радио ВЕРА в Новосибирске можно слушать на частоте 94,6 FM
Нижний Новгород. Преподобный Тимон Надеевский
Нижегородская земля явила немало святых. Один из них — преподобный Тимон Надеевский. Он родился в 1766 году в городе Балахна близ Нижнего Новгорода. С юных лет стремился к молитвенному уединению. По благословению родителей в отроческом возрасте поступил в Нижегородское духовное училище, а затем — в семинарию. По окончании учёбы женился и стал диаконом. А когда через два года овдовел — избрал монашеский путь и принял постриг в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода. В 1825 году по благословению Серафима Саровского отправился возрождать Никольскую Надеевскую пустынь под Костромой. Тимон поселился в лесу близ заброшенной обители. Дни и ночи проводил в молитве и богомыслии. Пример преподобного вдохновил других подвижников, и вскоре Никольская Надеевская обитель ожила. Тимон до конца своих дней заботился о братии, принимал паломников. По его молитвам совершались исцеления и другие чудеса. Святой преставился ко Господу 21 января 1840 года. Перед тем, как упокоиться, он обратился к пастве со словами: «При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанной и миролюбивой, молитвой пламенной и сокрушением нелицемерным пролагайте себе дорогу в вечность. За гробом на небе наша Отчизна». В 2003 году Церковь прославила уроженца нижегородской земли Тимона Надеевского в лике святых.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Мурманск. Путешествие по городу

Фото: Dmitry Gornaev / Pexels
Мурманск расположен за Полярным кругом, на скалистом побережье Кольского залива Баренцева моря. Он был основан в начале двадцатого века как северный форпост Российской империи со звучным названием Романов-на-Мурмане. Днем рождения города считается 4 октября 1916 года. В этот день на высоком холме над морем состоялась торжественная закладка собора во имя святителя Николая Чудотворца. Возвести храм помешала революция 1917 года. Новые власти переименовали город в Мурманск. Бронзовую плиту, с закладки которой началось его строительство, поместили в музей. Вместо церкви на холме встал дом культуры. Лишь в 1946 году православные мурманчане получили разрешение совершать богослужения. Они вскладчину приобрели небольшой деревянный дом на окраине города и обустроили его под церковь. А спустя четыре десятилетия на её месте возвели величественный Никольский собор. С тех пор в столице Заполярья начали строиться храмы. В 1995 году Мурманск стал центром православной епархии. В планах горожан — строительство нового кафедрального собора. Центральный его Престол будет посвящён празднику Преображения Господня, второй освЕтят во имя царственных страстотерпцев. Величественный храм восполнит недописанную страницу истории Романова-на-Мурмане, станет данью памяти его основателя, императора Николая Второго.
Радио ВЕРА в Мурманске можно слушать на частоте 90,4 FM











