«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» - этими словами архангел Гавриил приветствовал Деву Марию, возвещая Ей о том, что вскоре Она станет Непорочной Матерью Спасителя. Чтобы уверить юную Отроковицу, что у Бога не остается бессильным никакое слово, он поведал, что Ее родственница Елизавета, жена священника Захарии, которая считалась бесплодной и была уже в преклонных годах, шестой месяц носит под сердцем дитя.
Приняв Благовестие, Божия Матерь поспешила навестить Елизавету. Евангелист Лука отмечает, что та жила в городе Иудином в нагорной стране. Где именно находилось селение, в котором произошла удивительная встреча двух святых, обремененных драгоценными ношами – Богородицы Марии и матери Иоанна Крестителя Елизаветы? С документальной точностью ответить на этот вопрос не представляется возможным. На многие километры к юго-западу от Иерусалима простиралась земля, принадлежавшая колену Иудину, то есть племени Израильского народа, ведущему свое начало от Иуды, четвертого сына библейского патриарха Иакова. Немало размещалось там городков и поселков, и в каждом из них мог находиться дом священника Захарии.
В разное время высказывались предположения, что упомянутый апостолом Лукой град Иудин – это Бет-Захария, что неподалеку от Вифлеема, или селение Уута рядом с Хевроном. И всеже главной оставалась историческая версия, что город, в котором жили Захария и Елизавета, стоял на том месте, где нынче расположен поселок Эйн-Керем – с 1948 года он стал считаться одним из районов Иерусалима.
В Эйн-Кереме можно увидеть родник, из которого набирала воду Богородица, живя в гостях у Елизаветы и пещеру, где родился Иоанн Креститель. Однако, до недавнего времени эти факты опирались исключительно на церковное Предание. Археологам не удавалось найти никаких документальных подтверждений того, что в евангельские времена в этих местах находилось иудейское поселение. И лишь в 2015 году в одном из старых жилых домов Эйн-Керема под фундаментом была обнаружена древняя миква. Специалист Израильского Управления древностей, окружной археолог Иерусалима Амит Рам назвал эту находку ценнейшим историческим открытием.
Комментарий эксперта:
Миква – особый водный резервуар, предназначенный для совершения омовения - одного из религиозных ритуалов, которые предписывал Ветхий Завет иудеям, исповедующим Единого Бога. В библейских книгах Левит и Числа излагалось, что всякий осквернившийся должен омыть тело водой. Погружение в воду практиковалось также как средство очищения, необходимого накануне субботней или праздничной молитвы в храме.В эпоху Второго Иерусалимского храма, который был построен в начале шестого века до Рождества Христова, а разрушен в семидесятом году после Рождения Спасителя, в еврейской культуре сложилась традиция устраивать миквы повсеместно как в общественных местах, так и в частных домах. Еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» пишет, что многочисленные паломники подвергались обязанности погружаться в микву перед посещением территории Храма.
Микву, обнаруженную во время ремонта под основанием жилого дома в Эйн-Кереме, сотрудники Израильского управления древностей дотировали концом первого века до Рождества Христова – тем самым временем, когда Богородица Мария совершила свое путешествие во град Иудин. То есть, там, где сейчас стоит Эйн-Керем, на момент рождения Иоанна Крестителя действительно располагалось иудейское поселение.
Но по каким признакам археологи установили, что обнаруженный резервуар – это именно миква? И почему ученым ранее не удавалось найти никаких других материальных свидетельств, что Эйн-Керем – это и в самом деле град Иудин? На эти вопросы скептиков также ответил специалист Израильского управления древностей, профессор археологии Амит Рам.
Комментарий эксперта:
Микву трудно перепутать с каким-либо иным резервуаром, поскольку иудейские религиозные требования к этой емкости отличаются строгостью. Во времена Второго храма существовал особый судебный орган, который следил за соответствием микв предписаниям. Это должен быть резервуар, стены и пол которого не допускают протекания. Миква предусматривает довольно большой объем, в нее должно входить минимум двести пятьдесят литров воды, причем, обязательно дождевой или поступающей непосредственно из естественного источника. То есть, наполнять микву водой, которую принесли в сосудах, недопустимо. В связи с этим требованием при строительстве религиозных резервуаров применяли различные инженерные конструкции. Например, на крыше здания сооружался водосборник наподобие бассейна, в нем собиралась дождевая вода, которая затем по водоводу подавалась в микву.
Резервуар, обнаруженный в Эйн-Кереме, представляет собой вырубленный в скале бассейн, шириной три с половиной на два с половиной и глубиной около двух метров – то есть, он может вместить объем гораздо больший, чем требуют религиозные правила. В микву ведут несколько каменных ступеней. Внутренняя поверхность резервуара тщательно отштукатурена, чтобы защитить его от протечек. Система водосбора не сохранилась, но по характерным особенностям сооружения можно предположить, что водовод располагался выше того уровня, который уцелел до наших дней.
Миква хранит на себе следы мощнейшего пожара – вероятное доказательство того, что еврейское поселение, в котором проживали родители Иоанна Крестителя, было сожжено во время Великой иудейской войны 66-71 годов.
После Великой иудейской войны – восстания иудеев, жестоко подавленного римлянами, место, на котором сегодня расположен Эйн-Керем, на многие века перестало быть еврейским поселением. Пожарище было не единственным бедствием, постигшим град Иудин. На пепелище Римский император Адриан повелел построить поселение, посвященное языческим идолам Венере и Адонису, уничтожив все, что могло напоминать об иудейских традициях и культуре.
В четвертом веке византийская императрица Елена, основываясь на Предании Церкви, возвела в Эйн-Кереме, у подножия Иудейских гор, несколько храмов, посвященных происходившим здесь евангельским событиям. Позднее эти церкви были разрушены персами. На месте византийских базилик крестоносцы поставили католические храмы. В девятнадцатом веке русская православная миссия обустроила в Эйн-Керемеженский монастырь, названный Горненским, как расположенный в нагорной стране. Христиане хранили память о событиях, освятивших эту землю, несмотря на то что, историки сомневались – а был ли вообще здесь иудейский поселок.
И вот теперь археологи обнаружили подтверждение тому, что на месте современного Эйн-Керема во времена Христа действительно находилось еврейское поселение. Был ли это именно евангельский град Иудин? Может быть, когда-нибудь и этот факт станет предметом не только веры, но и научного знания.
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема