«Если ты видишь, что кто-нибудь тонет, нужно броситься в воду спасать, даже если не умеешь плавать». Эти слова сказал своей дочери Ирене Сандлер её отец – польский врач. Сказал за несколько дней до смерти – бесстрашный доктор заразился тифом, посещая больных, от которых отказались другие медики. Ирене было тогда всего семь лет, но завет отца она запомнила на всю жизнь.
В 1939 году, когда фашисты оккупировали Польшу, Ирене Сандлер исполнилось 30 лет. Молодая привлекательная женщина – мать двоих детей, устроилась на работу в муниципалитет Варшавы и два года тайно носила в гетто продукты, деньги, лекарства, отдавая их погибающим от голода и болезней людям. А когда немецкие власти издали указ о запрещении посещать гетто лицам не еврейской национальности, Ирена поступила в санитарную службу Управления здравоохранения и беспрепятственно проникала в гетто. Санитарам и сантехникам доступ туда не закрывали, так как нацисты боялись эпидемий и инфекций едва ли не больше, чем партизан.
Приезжая в гетто, Сандлер посещала семьи с детьми. Она уговаривала родителей передать ей малышей, чтобы она могла тайком их вывезти из гетто и спасти от гибели. И хоть это было смертельно опасно в первую очередь для самой Сандлер, отцы и матери доверяли ей своих детей, используя пусть призрачный, но единственный шанс на спасение. Когда у Ирены были деньги, она подкупала охрану и выводила ребят из гетто через канализационные трубы и подвалы. А когда немцы заблокировали все люки и выходы, стала вывозить детей в фургоне грузовика. Ребят постарше Ирена прятала в мешках с мусором. А совсем маленьких укладывала в ящик для плотницких инструментов. Водитель Ирены каждый раз брал с собой на операции собаку, которую приучил лаять всякий раз, когда машина покидала гетто. Лай заглушал детский плач. Грузовик благополучно выбирался с территории гетто, и Сандлер развозила детей по польским семьям, которые были готовы временно приютить спасённых. Потом уже ребят под вымышленными именами селили в детских домах и монастырях.
За два года Ирена спасла от гибели две с половиной тысячи ребятишек. Эта цифра могла быть больше, если бы на Сандлер не написали донос. Женщину арестовали. По счастью, она успела зарыть в саду свою обширную картотеку с адресами проживания спасённых детей. Никами пытками фашисты не смогли добиться от Сандлер признания. Она не выдала своих друзей-подпольщиков, не рассказала о месте, где спрятала картотеку. Ни словом не обмолвилась о шофёре грузовика, в котором вывозила детей. Гестаповцы приговорили Ирену к расстрелу. Но приговор в исполнение привести не успели. Друзья Сандлер, дав огромную взятку охраннику, вытащили подпольщицу из застенков в тот самый день, когда должна была совершиться казнь. До мая 1945 года Ирена скрывалась под чужим именем.
Пани Сандлер прожила долгую жизнь. Её благородное сердце перестало биться в 2008 году. Ирене было 98 лет. И до самого конца она сокрушалась, что сделала меньше, чем могла. Но спасённые ею люди считали иначе. Поэтому на Аллее Праведников в Иерусалиме цвело дерево, посаженное в честь Ирены Сандлер. А её официальный костюм украшала высшая государственная награда Польши – орден Белого орла. К слову, умерла Сандлер в Варшавском санатории, который принадлежал Елизавете ФикОвской, вывезенной Иреной из гетто в 1942 году. Тогда малышке Лизе было всего шесть месяцев.
«Каждый ребёнок, спасённый с моей помощью и с помощью всех замечательных тайных посыльных - это оправдание моего существования на этой Земле, но не причина для славы», - говорила Ирена Сандлер - невероятно мужественная и милосердная женщина, мечтавшая о том, чтобы никогда больше не повторилась трагедия войны и ставшая национальной героиней Польши.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица