«Если ты видишь, что кто-нибудь тонет, нужно броситься в воду спасать, даже если не умеешь плавать». Эти слова сказал своей дочери Ирене Сандлер её отец – польский врач. Сказал за несколько дней до смерти – бесстрашный доктор заразился тифом, посещая больных, от которых отказались другие медики. Ирене было тогда всего семь лет, но завет отца она запомнила на всю жизнь.
В 1939 году, когда фашисты оккупировали Польшу, Ирене Сандлер исполнилось 30 лет. Молодая привлекательная женщина – мать двоих детей, устроилась на работу в муниципалитет Варшавы и два года тайно носила в гетто продукты, деньги, лекарства, отдавая их погибающим от голода и болезней людям. А когда немецкие власти издали указ о запрещении посещать гетто лицам не еврейской национальности, Ирена поступила в санитарную службу Управления здравоохранения и беспрепятственно проникала в гетто. Санитарам и сантехникам доступ туда не закрывали, так как нацисты боялись эпидемий и инфекций едва ли не больше, чем партизан.
Приезжая в гетто, Сандлер посещала семьи с детьми. Она уговаривала родителей передать ей малышей, чтобы она могла тайком их вывезти из гетто и спасти от гибели. И хоть это было смертельно опасно в первую очередь для самой Сандлер, отцы и матери доверяли ей своих детей, используя пусть призрачный, но единственный шанс на спасение. Когда у Ирены были деньги, она подкупала охрану и выводила ребят из гетто через канализационные трубы и подвалы. А когда немцы заблокировали все люки и выходы, стала вывозить детей в фургоне грузовика. Ребят постарше Ирена прятала в мешках с мусором. А совсем маленьких укладывала в ящик для плотницких инструментов. Водитель Ирены каждый раз брал с собой на операции собаку, которую приучил лаять всякий раз, когда машина покидала гетто. Лай заглушал детский плач. Грузовик благополучно выбирался с территории гетто, и Сандлер развозила детей по польским семьям, которые были готовы временно приютить спасённых. Потом уже ребят под вымышленными именами селили в детских домах и монастырях.
За два года Ирена спасла от гибели две с половиной тысячи ребятишек. Эта цифра могла быть больше, если бы на Сандлер не написали донос. Женщину арестовали. По счастью, она успела зарыть в саду свою обширную картотеку с адресами проживания спасённых детей. Никами пытками фашисты не смогли добиться от Сандлер признания. Она не выдала своих друзей-подпольщиков, не рассказала о месте, где спрятала картотеку. Ни словом не обмолвилась о шофёре грузовика, в котором вывозила детей. Гестаповцы приговорили Ирену к расстрелу. Но приговор в исполнение привести не успели. Друзья Сандлер, дав огромную взятку охраннику, вытащили подпольщицу из застенков в тот самый день, когда должна была совершиться казнь. До мая 1945 года Ирена скрывалась под чужим именем.
Пани Сандлер прожила долгую жизнь. Её благородное сердце перестало биться в 2008 году. Ирене было 98 лет. И до самого конца она сокрушалась, что сделала меньше, чем могла. Но спасённые ею люди считали иначе. Поэтому на Аллее Праведников в Иерусалиме цвело дерево, посаженное в честь Ирены Сандлер. А её официальный костюм украшала высшая государственная награда Польши – орден Белого орла. К слову, умерла Сандлер в Варшавском санатории, который принадлежал Елизавете ФикОвской, вывезенной Иреной из гетто в 1942 году. Тогда малышке Лизе было всего шесть месяцев.
«Каждый ребёнок, спасённый с моей помощью и с помощью всех замечательных тайных посыльных - это оправдание моего существования на этой Земле, но не причина для славы», - говорила Ирена Сандлер - невероятно мужественная и милосердная женщина, мечтавшая о том, чтобы никогда больше не повторилась трагедия войны и ставшая национальной героиней Польши.
Боголюбский собор. Мичуринск

Город Мичуринск, современный наукоград, до революции носил название Козлов. Был он маленьким уездным городком Тамбовской губернии. Впрочем, он и сегодня сохранил уютный облик купеческой провинции. Едешь по историческому центру, и со всех сторон мелькают небольшие старинные одноэтажные домики. И вдруг — громада из тёмного бордово-коричневого кирпича, цвета пасхального яйца, густо крашенного в луковой шелухе. Мичуринский кафедральный Собор Боголюбской иконы Божьей Матери. Из окна автомобиля или автобуса целиком его не увидеть — проплывает торжественно только нижняя часть фасада с мозаичным образом Боголюбской иконы. Проехать мимо такой красоты невозможно. Останавливаешься, выходишь, поднимаешь голову и ахаешь — это же копия московского храма Христа Спасителя! Только не белокаменная и чуть меньше.
Объясняется такое поразительное сходство довольно просто: у Боголюбского собора в Мичуринске и Храма Христа Спасителя в Москве один и тот же автор — архитектор Константин Тон. В чертах Собора Боголюбской иконы Божьей Матери воплотился его узнаваемый русско-византийский стиль — огромный центральный купол шлемовидной формы и четыре малых, расположенных по бокам, а также строгость линий, простые и крупные формы. На сооружение Боголюбского собора ушло целых двадцать пять лет — с 1848-го по 1873-й. Такую продолжительность стройки можно понять: возводился величественный храм исключительно на пожертвования горожан.
По историческим свидетельствам, величественный снаружи собор внутренним убранством долгое время не блистал. Интерьером храма серьёзно занялись лишь на рубеже 19-го и 20-го веков. И вот тогда Боголюбский собор просиял своим благолепием. Внешние и внутренние стены его украсили великолепные фрески, выполненные академиком живописи Афанасием Надеждиным и его учениками. Увы, все росписи были уничтожены большевиками в 1932-м году, когда Боголюбский собор в Мичуринске закрыли для верующих и стали использовать как хозяйственный склад. Сегодня мичуринский кафедральный собор Боголюбской иконы Божьей Матери охраняется государством — имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Его величественные серебряные купола возвышаются над городом и сотни верующих со всей России приезжают сюда поклониться главной святыне собора — чудотворному козловскому списку Боголюбской иконы Божьей Матери.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм архистратига Михаила. Мордово

Рабочий посёлок Мордово на юго-западе Тамбовской области — обычный райцентр, каких в России тысячи. По его не везде асфальтированным улицам чинно прохаживаются коровы и козы, а на окраинах царят патриархальная тишина и покой. Именно в таком тихом и живописном месте, на берегу реки Битюг, стоит одна из жемчужин Тамбовщины — храм Архистратига Михаила в Мордово.
Величественным кораблём парит он на фоне далёкого леса. Пятиглавый, из красного кирпича, украшенный орнаментом. Над тонкими шатровыми навершиями — серебристые луковки куполов. Церковь кажется древней, и удивляешься, когда узнаёшь, что на самом деле её строительство завершилось уже в ХХ веке — в 1909-м году. Иконы для Архангельского храма писал известный мастер того времени Михаил Дикарёв. Образа поместили в четырехъярусный, удивительной красоты, фарфоровый иконостас. По одной из версий, изготавливался он на знаменитом московском фарфоровом заводе товарищества Кузнецова для Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Но вышло так, что по каким-то параметрам не подошёл и тогда иконостас выкупили для храма Архангела Михаила в Мордово.
Впрочем, уникален мордовский иконостас не только из-за необычного материала и тонкой красоты, а ещё и тем, что сохранился до наших дней фактически в первозданном виде. Сегодня в России дореволюционные церкви с подобными иконостасами можно пересчитать по пальцам, ведь фарфор — материал хрупкий, а что происходило с храмами в безбожные советские годы, увы, хорошо известно. Вот и Архангельскую церковь в 20-е годы хотели взорвать. Однако взрыв мог затронуть близлежащие дома и школу. Поэтому уничтожать храм не стали и он действовал вплоть до 1939 года. Потом церковь всё-таки закрыли и устроили в ней зернохранилище. Каким-то чудом верующим удалось уговорить местные власти не занимать под хозяйственные нужды алтарь. Его вместе с иконостасом отгородили фанерой. Во время Великой Отечественной войны зерно вывезли, а храм передали под нужды военного госпиталя. В начале 1945-го в мордовской Архангельской церкви богослужения возобновились. Разрешения на это добился святитель Лука (Войно-Ясенецкий), в то время архиепископ Тамбовский и Мичуринский.
Вот уже больше века, словно благословляя всё вокруг, поднимаются над тамбовским посёлком Мордово шатровые купола Архангельского храма — сельской церкви в русской глубинке, которая, по словам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, могла бы стать украшением любого кафедрального города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Храм Тхаба-Ерды. Ингушетия

Сегодня большинство жителей республики Ингушетия исповедуют ислам. Но и христианство здесь, на северных склонах Большого Кавказского хребта, имеет многовековые корни. Свидетельство тому — древняя каменная церковь, расположенная в горах Ингушетии у самой границы с Грузией. В туристических путеводителях она обозначена с ингушским названием Тхаба-Ерды, что в переводе означает «Храм веры».
Четырёхугольное здание семнадцать на восемь метров сложено из целых камней. Лаконичный облик завершает двускатная кровля. Внутреннее пространство освещено единственным окном, состоящим из двух узеньких арок. История храма полна загадок. Так, учёные не пришли к единому мнению о том, кто и когда его построил. Возможно, церковь создали в восьмом веке византийские миссионеры — они прибыли к языческим племенам Кавказа с Евангельской проповедью. Возможно, потрудились в двенадцатом столетии соседи ингушей — грузины, исповедующие православие. В то время Грузией правила царица Тамара, прославленная в лике святых.
В тринадцатом веке христиан на территории Ингушетии истребили монгольские завоеватели, и церковь Тхаба-Ерды долгое время стояла в запустении. Однако, в ней сохранилось несколько каменных рельефных икон. Самая значимая расположена на западном фасаде. На ней изображён образ Иисуса Христа.
В двадцать первом столетии храм Тхаба-Ерды возродился для богослужений. Первое состоялось в ноябре 2012 года. На молебне присутствовали глава Российского императорского дома Романовых великая княгиня Мария Георгиевна и президент республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров. В приветственном слове он отметил, что древний храм должен выполнять своё предназначение. И хотя церковные службы в Тхаба-Ерды пока совершаются крайне редко, всякий, кому довелось здесь оказаться, может помолиться под древними сводами.
Все выпуски программы ПроСтранствия