Легендарная супружеская пара русского кинематографа – актриса Людмила Шагалова и оператор Вячеслав Шумский - Ляля и Слава, как называли их друзья, главной ценностью в жизни считали свою семью. Они познакомились в юности, учась во ВГИКе и были счастливы друг с другом долгих 66 лет.
Впрочем, их самая первая встреча состоялась задолго до свадьбы. Это произошло в Москве 22-ого июня 1941-ого года. Людмила и Вячеслав, не подозревая о существовании друг друга, вышли из одного кинотеатра и остановились у репродуктора, поражённые сообщением о начале войны. Но всё это супруги установили много позже.
Вячеслав ушёл на фронт. В Москву вернулся после ранения, на костылях. Поступил во ВГИК. Увидев его в институте, Людмила подумала: «Какой парень симпатичный». Она и сама была невероятна хороша собой: белокурая, с огромными голубыми глазами. За начинающей актрисой ухаживали видные кавалеры. А она выбрала застенчивого Славу. Лялю поразило то, что однажды в мороз, увидев, как она замёрзла, он принёс ей тёплые рейтузы. «Лиловое трико решило мою судьбу», - смеялась потом Шагалова.
Став супругами, они поселились у мамы Славы, в комнатке за шкафом. Ляля не жаловалось, хоть и привыкла к другой жизни – её отец был заместителем наркома танковой промышленности. Когда начались репрессии, его арестовали и сослали в лагерь. В 48-ом году на экраны вышел фильм «Молодая гвардия», где играла Людмила. Актриса стала невероятно популярной и, сама того не зная, помогла папе выжить. Начальство лагеря посмотрело картину и, когда узнало, что Шагалова награждена Сталинской премией, создало отцу лауреата сносные условия.
А Людмила после «Молодой гвардии» сниматься стала беспрерывно. «Верные друзья», «Женитьба Бальзаминова», «Усатый нянь» - практически все картины Шагаловой вошли в золотой фонд российского кино. Так же как картины Шумского. Его ленты «Дом, в котором я живу», «Три плюс два», «Доживём до понедельника» любила вся страна. Награды и звания щедро сыпались на супругов. А они оставались скромной, приветливой парой. Всю жизнь прожили в квартирке, которую получили ещё в 57-ом году. Вячеслав Михайлович никогда не снимал жену в своих фильмах. И это устраивало Людмилу Александровну. «Я не снимаюсь по знакомству», - говорила она.
Им часто приходилось расставаться: то Людмила уезжала на съёмки, то Вячеслав в киноэкспедиции. Счастьем было, когда удавалось совместить отпуска и отправиться куда-нибудь вместе. В 77-ом году супруги побывали в Америке. На поездке настояла Людмила. Она сказала мужу: «Ты должен посмотреть, как будет в двадцать первом веке».
Они оба добровольно ушли из кино. Шумскому мешало работать фронтовое ранение. А Шагалова перестала сниматься, потому что считала: уходить нужно вовремя и красиво. Наконец у них появилась возможность целиком и полностью посвящать себя семье: сын давно вырос, но появились внуки, а потом правнучки. Людмила Александровна выпускала домашнюю стенгазету. Вместе супруги ходили на прогулки, читали книги. И оставались прежними: любящими, участливыми. Вячеслав Михайлович говорил: «Ляля, нам не должно быть стыдно перед людьми за свою жизнь».
В 90-ых годах Людмила Александровна потеряла зрение. Но считала себя счастливым человеком и жалела только о том, что не может видеть лица родных. Она была особенно благодарна своему Вячеславу Михайловичу и говорила о муже – единственной любви всей своей жизни так: «Наш брак построен на взаимном уважении».
Вячеслав Михайлович ушёл из жизни первым. Людмила Александровна прожила без него всего год. В 2012-ом году её не стало. Актрису отпевали в московском храме Благовещения на Красноармейской улице. Друзья и знакомые, вспоминая Шумского и Шагалову, говорили, что жизнь они прожили с Богом, и не случайно. Супругов отличала удивительная скромность, совестливость и крепкая любовь друг к другу.
«Народные традиции пения и колядок». Анастасия Кузнецова
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была хормейстер Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого, музыкальный руководитель театра «Живая вода» Анастасия Кузнецова.
Наша гостья рассказала о том, как в ее жизни появилось увлечение хоровой музыкой, как в русских песнях сохраняется народная культура, а также поговорим о конкурсе «Поем колядки всем миром».
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
Снежинки по заказу. Елена Смаглюк
В тот декабрь практически не было снега. Приближались зимние праздники, а погода стояла совсем не зимняя. И тем не менее, наша семья готовилась отмечать Рождество Христово, поздравлять друг друга. У нас было хорошее настроение.
Как-то вечером мы с одной из дочерей, Любой, возвращались с покупками из магазина. Около дома мы встретили соседа Сережу. Я знала его с детства. Сережа был одноклассником моей старшей сестры.
У него с младенчества было очень слабое здоровье. Сергей часто и подолгу болел. Не смог окончить школу. Был необычным ребенком. Таким и остался. Большим ребенком в свои 45 лет. Не мог работать, жил с мамой.
Обычно, встречаясь на улице, мы с Сережей приветливо беседуем, обсуждаем последние новости, погоду, вспоминаем события из детства. Вот и в этот раз я начала разговор:
— Серёжа, — спросила я, — у тебя праздничное настроение?
— Нет — ответил он, — Лена, ну какое праздничное настроение у меня может быть, если я такой неказистый, совершенно никчёмный человек.
— Но может ты что-нибудь хочешь или о чём-то мечтаешь? — спросила я в надежде, что смогу чем-то его порадовать.
— А зачем мне мечтать, разве у таких, как я, могут исполняться желания? — печально сказал Сережа. Немного помолчал и добавил:
— Я бы очень хотел, чтобы пошёл уже наконец-то снег.
Мы замолчали. А буквально через мгновение Люба восторженно вскрикнула, показывая на рукаве снежинку. На наших глазах с неба посыпались красивые большие и пушистые хлопья снега. Мы все трое просто потеряли дар речи, Любочка прослезилась, а Серёжа просто смотрел в небо, на становящуюся белой землю и не мог поверить своим глазам.
Мы ещё немного прогулялись в тишине под этим чудесным снегопадом. И каждый, наверное, нашёл своё объяснение этому чуду. Ну а я точно знаю, что такие подарки может делать только любящий всех без исключения Отец Небесный.
Снежинки для Сережи — так мы с дочкой называем тот снегопад. Господь знает сердце каждого. И может утешить именно так, как человеку в тот момент нужно. Я хотела порадовать Сергея. Но Господь сделал это быстрее и гораздо лучше, чем я могла бы придумать. И вот, Сережа уже улыбается.
Те снежинки и для меня лично — большая радость и утешение. Я вспоминаю о них в моменты, когда чувствую себя самым недостойным человеком. Господь любит нас всех. Ведь каждый их нас — его чадо. Мне кажется, важно не бояться и не стесняться говорить Господу о своих мыслях, печалях, желаниях, мечтах, даже о самых наивных. И доверять Отцу Небесному, как доверяет ребенок.
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение
Сложная исповедь. Елена Смаглюк
Был период в моей жизни, когда на протяжении нескольких месяцев я испытывала сложность с подготовкой к исповеди. Во-первых, не хватало времени и сил, чтобы сесть и сосредоточиться на главном, на анализе своего внутреннего состояния. Во-вторых, в сердце не было ни то, чтобы раскаяния, я как будто и не видела в себе греха. Всё казалось не существенным, хотя в глубине души я подозревала, что мне есть, в чём каяться.
Приближался Рождественский пост, и я написала заметку в социальных сетях о том, насколько это важное время, что нужно сосредоточиться на подготовке ко встрече с Христом, иметь молитвенный настрой и постараться заглянуть во все уголки души.
В последний вечер перед началом поста в гости пришла подруга. Мы заварили чай. И мне очень захотелось Киевского торта. Это желание буквально завладело мною. Но его нигде в магазинах с доставкой еды не было. Бежать в магазин в соседнем квартале тоже не получалось, нужно было следить за детьмфи дома. В общем, шансов успеть съесть желанный торт до начала поста не оставалось.
Тут подруга мне говорит: «Ну что, завтра начинаем поститься?» И я сказала, как отрезала, резко сказала: «Не хочу пост!» Подруга удивилась. Говорит: «ты же сама только опубликовала текст о том, как важен пост!» А я снова, с еще большей дерзостью повторила: «А я не хочу пост! Не-хо чу!»
В момент, когда я произносила эти слова, совесть обличила. Как будто слышала внутренний голос: «не надо так». Но эта дерзость рвалась наружу!
На следующее утро я проснулась от резкой боли в животе. Через час меня увезла скорая. Диагностировали острый аппендицит. Срочно сделали операцию.
Первая мысль, которая у меня появилась: Бог наказал. Но она сразу же сменилась другой мыслью: Бог спас! Ведь воспаление уже началось тогда, вечером, когда я из-за торта устроила целую сцену дерзкого протеста против поста. Если бы я его тогда наелась, чем могло бы все закончиться?
Я приняла это испытание с благодарностью! Очень полезно было его пройти, чтобы увидеть в себе грехи дерзости, непослушания, чревоугодия и многие другие, о которых нашлось время подумать в больничной палате.
Господь как любящий отец не оставил меня в трудную минуту. Устроил всё так, чтобы я попала к замечательным врачам и выписали меня на удивление очень быстро. Господь уберег, исцелил и дал возможность исповедать свои грехи. А потом со спокойным сердцем пройти пост, чтобы радоваться светлому Рождеству Христову.
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение