Легендарная супружеская пара русского кинематографа – актриса Людмила Шагалова и оператор Вячеслав Шумский - Ляля и Слава, как называли их друзья, главной ценностью в жизни считали свою семью. Они познакомились в юности, учась во ВГИКе и были счастливы друг с другом долгих 66 лет.
Впрочем, их самая первая встреча состоялась задолго до свадьбы. Это произошло в Москве 22-ого июня 1941-ого года. Людмила и Вячеслав, не подозревая о существовании друг друга, вышли из одного кинотеатра и остановились у репродуктора, поражённые сообщением о начале войны. Но всё это супруги установили много позже.
Вячеслав ушёл на фронт. В Москву вернулся после ранения, на костылях. Поступил во ВГИК. Увидев его в институте, Людмила подумала: «Какой парень симпатичный». Она и сама была невероятна хороша собой: белокурая, с огромными голубыми глазами. За начинающей актрисой ухаживали видные кавалеры. А она выбрала застенчивого Славу. Лялю поразило то, что однажды в мороз, увидев, как она замёрзла, он принёс ей тёплые рейтузы. «Лиловое трико решило мою судьбу», - смеялась потом Шагалова.
Став супругами, они поселились у мамы Славы, в комнатке за шкафом. Ляля не жаловалось, хоть и привыкла к другой жизни – её отец был заместителем наркома танковой промышленности. Когда начались репрессии, его арестовали и сослали в лагерь. В 48-ом году на экраны вышел фильм «Молодая гвардия», где играла Людмила. Актриса стала невероятно популярной и, сама того не зная, помогла папе выжить. Начальство лагеря посмотрело картину и, когда узнало, что Шагалова награждена Сталинской премией, создало отцу лауреата сносные условия.
А Людмила после «Молодой гвардии» сниматься стала беспрерывно. «Верные друзья», «Женитьба Бальзаминова», «Усатый нянь» - практически все картины Шагаловой вошли в золотой фонд российского кино. Так же как картины Шумского. Его ленты «Дом, в котором я живу», «Три плюс два», «Доживём до понедельника» любила вся страна. Награды и звания щедро сыпались на супругов. А они оставались скромной, приветливой парой. Всю жизнь прожили в квартирке, которую получили ещё в 57-ом году. Вячеслав Михайлович никогда не снимал жену в своих фильмах. И это устраивало Людмилу Александровну. «Я не снимаюсь по знакомству», - говорила она.
Им часто приходилось расставаться: то Людмила уезжала на съёмки, то Вячеслав в киноэкспедиции. Счастьем было, когда удавалось совместить отпуска и отправиться куда-нибудь вместе. В 77-ом году супруги побывали в Америке. На поездке настояла Людмила. Она сказала мужу: «Ты должен посмотреть, как будет в двадцать первом веке».
Они оба добровольно ушли из кино. Шумскому мешало работать фронтовое ранение. А Шагалова перестала сниматься, потому что считала: уходить нужно вовремя и красиво. Наконец у них появилась возможность целиком и полностью посвящать себя семье: сын давно вырос, но появились внуки, а потом правнучки. Людмила Александровна выпускала домашнюю стенгазету. Вместе супруги ходили на прогулки, читали книги. И оставались прежними: любящими, участливыми. Вячеслав Михайлович говорил: «Ляля, нам не должно быть стыдно перед людьми за свою жизнь».
В 90-ых годах Людмила Александровна потеряла зрение. Но считала себя счастливым человеком и жалела только о том, что не может видеть лица родных. Она была особенно благодарна своему Вячеславу Михайловичу и говорила о муже – единственной любви всей своей жизни так: «Наш брак построен на взаимном уважении».
Вячеслав Михайлович ушёл из жизни первым. Людмила Александровна прожила без него всего год. В 2012-ом году её не стало. Актрису отпевали в московском храме Благовещения на Красноармейской улице. Друзья и знакомые, вспоминая Шумского и Шагалову, говорили, что жизнь они прожили с Богом, и не случайно. Супругов отличала удивительная скромность, совестливость и крепкая любовь друг к другу.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.