Не секрет, что славяне не всегда были христианами. Когда-то славянские народы исповедовали язычество. И некоторые элементы языческого прошлого продолжают находиться в культуре славян сегодня - несмотря на то, что в христианской традиции наши народы живут уже более тысячи лет.
Например, в Болгарии до сих пор существует особый праздник встречи весны. Когда-то он был чисто языческим, а потом был облагорожен христианскими миссионерами и приурочен ко дню памяти мученика Феодора Тирона. В честь этого святого праздник был назван Тудорицей.
Из года в год Тудорица торжественно празднуется болгарами в первую субботу Великого поста - в день памяти Феодора Тирона. По болгарским поверьям к этому дню снег должен растаять, а на полях появиться озимые - ростки посеянной под зиму пшеницы или ржи.
У болгар святого Феодора, который при жизни был военным в армии Римской империи, принято изображать сидящим на коне. Из-за этого Феодор Тирон почитается болгарами как покровитель лошадей. Тудорица по этой же причине называется в Болгарии "лошадиной Пасхой".
Утром в день святого Феодора в болгарских селах лошадей тщательно моют, заплетают им гривы, украшают лентами и бубенцами. Затем их выводят на улицу, где происходят лошадиные смотрины. Сельчане выбирают, чья лошадь более ухожена и лучше украшена.
После устраиваются скачки. Победителя соревнования щедро награждают - ему дают кувшин белого вина. А его лошади предлагают особое кушанье - специально испеченный хлеб в виде подковы.
С Тудорицей у болгар связаны и брачные традиции. Юноши и девушки высматривают себе в день святого Феодора будущих супругов, чтобы после Великого поста могло состояться венчание. На Тудорицу же свекровь должна окончательно принять в семью невестку, то есть жену своего сына. В день святого Феодора оканчивается испытание девушки, которая должна была показать за прошедшие дни или месяцы свои способности в управлении домашним хозяйством.
Сегодня Тудорица празднуется только в болгарских селах. В городах же об этом празднике почти забыли. Тем не менее, святой Феодор Тирон, в честь которого и празднуется Тудорица, продолжает оставаться одним из любимых в Болгарии святых.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема