Бывают книги, которые уже одним свои названием интригуют и пробуждают любопытство. Мимо них не пройдёшь, а если сразу не купишь, то после пары ночей, проведённых в размышлениях, обязательно вернёшься в книжный магазин. Книга архимандрита Саввы Мажуко «Любовь и пустота» - как раз из таких.
Что за странное сравнение, - первое, что хочется сказать в ответ на необычный заголовок. Почему вдруг - пустота? Разве любовь – это, напротив, не состояние наполненности тем, кого ты любишь?
С таким скептическим настроением переворачиваешь страницу и тут же понимаешь, что ответом на твой вопрос будет целый пласт культурологических и духовных исканий за последние несколько тысяч лет. Просто дух захватывает, когда видишь, сколько, оказывается, великих умов размышляли над этим вопросом! Ещё античный Платон никак не мог избавиться от ощущения, что любовь как желание во что бы то ни стало обладать объектом своей привязанности, всегда играет с человеком злую шутку, и размышлял об этом едва ли не в каждой своей трагедии. Ему вторили и другие античные поэты-мыслители – Еврипид, Ивик и Софокл.
А в Ветхом Завете есть красноречивая история сына Царя Давида - Амнона, который был одержим чувствами к ФамАри. Но, как только получил желаемое, причём, против воли девушки, он, как гласит текст Библии, «возненавидел её величайшей ненавистью, которая была сильнее любви, которую к ней имел».
Архимандрит Савва МажУко в своей книге «Любовь и пустота» называет это «эффектом золушки»: в любви, основанной на желании обладать, неизменно наступает момент, когда карета превращается в тыкву, а принцесса – в кухарку. Решение проблемы автор предлагает поискать у великих отцов Церкви – Иоанна Богослова, Григория Нисского, апостола Павла. А наглядные примеры – в том числе и в кинематографе. Отец Савва пишет о том, как поразила его однажды фраза героя из знаменитого кинофильма семидесятых годов «История любви» - мужа, чья жена вскоре после свадьбы скончалась от тяжёлой болезни: «Я только и начал жить, когда встретил её» - сказал молодой человек.
Любящий человек ощущает себя по-настоящему живым, - считает архимандрит Савва МажУко, проделавший в своей книге поистине колоссальную работу для того, чтобы мы, возможно, переосмыслили одну из главных тайн бытия – Любовь. И чтобы «Любовь и пустота» для нас никогда не были связаны между собою.
«Христианин в современном мире». Павел Астахов
У нас в гостях был заслуженный юрист России, адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов.
Наш гость рассказал о том, как в юношеские годы во время учебы в Высшей школе КГБ он пришел к вере, как это отразилось на его жизни и работе, и почему для него важно снимать фильмы и писать книги о происходящих в жизни чудесах и о разнообразных святых местах.
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница