
Фото: Alexandr 77
Источник: sobory.ru
В Рязанской области в Шацком районе есть село с названием Старочернеево. Здесь находится Николо-Чернеевский мужской монастырь. Эту древнюю обитель основал в 1573 году казак по имени Матфей. Незадолго до этого он пришел с Дона и поселился в непроходимом лесу на берегу реки Цны, вблизи мордовских поселений. Надо сказать, что местные жители тогда были язычниками, и это очень печалило Матфея. Чтобы разговаривать с коренным населением и нести им Веру Христову, старец Матфей выучил их язык. С каждым днем увеличивалось число его учеников, и некоторое время спустя пустынник отправился в Рязань, чтобы испросить у епископа благословение на основание обители. В 1573 году Матфей был посвящен в иеромонахи и назначен строителем монастыря. Он вернулся на берега реки Цны и заложил обитель в честь Николая Чудотворца. Второе название монастырь получил от окружавшего его темного густого леса.
После кончины основателя благоустройство обители продолжили его ученики. Настоятели монастыря с давних времен носили звания архимандритов.
Храмы обители поражают своей красотой. Главную соборную церковь в честь Николая Угодника построили в 1751 году на месте сгоревшей деревянной. Новый каменный храм получился очень необычным по своей архитектуре. Дело в том, что его своды поддерживают не несколько боковых колонн, как обычно, а всего один столп в самом центре здания. И эта опора делит собор на две равные части, с двумя престолами - Святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. Венчают кубическое основание храма пять золотых куполов.
В 1838 году в монастыре возвели теплую каменную двухэтажную церковь. В нижнем этаже освятили храм во имя Архистратига Михаила, а наверху расположилась церковь Казанской иконы Божией Матери. Тогда же в обители соорудили трапезный и братский корпуса, а также покои настоятеля. Посетители входили в обитель через Святые врата в нижней части трехъярусной колокольни. Во втором ярусе колокольни открыли храм в честь святых апостолов Петра и Павла. А над ним была звонница. Окружала монастырь каменная стена с башнями в углах. К концу 19 столетия Чернеевская обитель окончательно обустроилась и приобрела современный вид.
С 1912-го года Николо-Чернеевский монастырь был женским. В нем проживало сорок сестер. Однако, в 1926 году обитель упразднили и насельницам приказали покинуть обитель. Никольский собор был открыт вплоть до 1936 года, а затем, на несколько десятилетий, территория монастыря отошла местному совхозу. Многим зданиям за этот период был нанесен огромный ущерб. В 1970 году бывшую обитель передали местному краеведческому музею и, благодаря усилиям его директора и сотрудников, началась реставрация монастырских зданий. Еще через тридцать лет, когда в 1991 году обитель передали Церкви, в ней стали селиться первые монахи, возобновились Богослужения. За прошедшие годы братия сумела восстановить храмы. Но осталось еще немало дел, требующих внимания. Сейчас в монастыре находится множество святынь: особо чтимый мироточивый "Черниговский" образ Пресвятой Богородицы (старинного письма), иконы Божией Матери "Казанская" и "Неупиваемая чаша", икона святого Великомученика и целителя Пантелеимона, написанная в середине 19-го века на Святой горе Афон, икона преподобного Матфея Чернеевского - основателя обители, ковчег с частицами Рязанских Святителей: Феодорита, Гавриила и Мелетия, и другие святыни.
Николо-Чернеевский мужской монастырь расположен в селе Старочернеево вдали от крупных населенных пунктов. Чтобы посетить обитель, можно из Рязани добраться на автобусе до города Шацка, а дальше - 25 километров на такси до монастыря.
10 сентября. О ложном страхе

В 4-й главе Евангелия апостола Марка есть слова Христа апостолам: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?».
О ложном страхе — протоиерей Максим Горожанкин.
В святоотеческой литературе присутствует такое понятие, как, например, демонобоязнь или бесобоязнь. Часто, выстраивая свою духовную жизнь неправильно, христианин начинает бояться наваждений вражьих больше, чем Бога или больше, чем согрешить. И вот это от себя необходимо отгонять.
Как пишет апостол в другом послании: «Противостаньте дьяволу, и убежит от вас». Бояться мы должны своих грехов, бояться мы должны обидеть ближнего или оскорбить святыню, но ни в коем случае не должны бояться бесов лукавых, бояться суеверий каких-то, сглаза или порчи, потому что это всё призрачно, и этому всему нужно придавать как можно меньше значения, памятуя о том, что главное для нас — быть ближе друг к другу и ближе к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 сентября. О духовном испытании самих себя

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте».
О духовном испытании самих себя — иеромонах Макарий Маркиш.
Финал 2-го послания апостола Павла к коринфянам выдержан в очень строгих, очень жёстких тонах, как это и должно быть в финале, чтобы мотивировать слушателей к исполнению сказанного. Проверяйте себя, верите ли вы. А как можно себя проверить? Только перед лицом Христа, перед лицом живого Бога, в Его Святой Соборной и Апостольской Церкви.
В ней ли вы? Принадлежите ли вы Ему? Приняли ли вы Его в себя? Соединились ли вы с Ним? Проверяйте — вот это и есть задача, которую ставит апостол. Проверяйте, экзаменуйте себя.
И вот это завершение стиха, «а вот, может быть, вы не такие, как надо», — это такой размытый перевод одного единственного греческого слова «азокими», «азокимазатэ азокими». Это означает «недостойный, неправильный, фальшивый». Про монету говорят, что она азокима, и вот это слово служит очень таким серьёзным предупреждением каждому из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 сентября. О святости праведной Анны Пророчицы

Сегодня 10 сентября. День памяти праведной Анны Пророчицы, встретившей младенца Христа в Иерусалимском храме.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
По нынешним временам уже вызывает уважение, когда человек ищет радость жизни не в её прожигании, не в погоне за комфортом, за развлечением, а когда он старается устроить семейную жизнь, когда он стремится к браку, к рождению, воспитанию детей. Однако, когда это не получается или когда счастливый брак прерывается в результате болезни, смерти или гибели одного из супругов, то, кажется, почва уходит из-под ног. И где же вот это земное счастье?
Тут, конечно, уместно каждому православному христианину и христианке помолиться святой праведной Анне, которая встретила Христа вместе с Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме. Мы видим, что от всего ветхозаветного человечества новозаветного мессию, которого принесла Богородица в храм, встречали среди шума и толпы народа всего лишь два человека. Они оказались наиболее достойными.
И одной из них стала Анна, которая всего лишь семь лет прожила в браке, а потом до восьмидесяти четырёх лет неотступно молилась в храме. Потому что источником счастья, веры, любви, в том числе не только небесного, но и земного, является сообщение с Богом. Если будет оно, то ты будешь счастлив и в семейной жизни, и вне её.
Все выпуски программы Актуальная тема