Помню, как будучи студентом, первого курса Московской духовной семинарии оказался в довольно забавной ситуации. У моей группы должен был начаться урок. Преподаватель задерживался. А когда наконец-то вошел в нашу аудиторию, стал сразу же спрашивать нас по пройденному материалу. Некоторые растерялись, потому не могли толком ответить ни на один его вопрос.
Преподаватель в чувстве воскликнул - а вот корейцы лучше вас учатся, весь материал вызубрили! Что за корейцы? - подумал я тогда. Вскоре я получил ответ на свой вопрос.
Я поступил в семинарию в 2003 году. Незадолго до этого Россию посетил тогдашний глава Северной Кореи Ким Чен Ир. В ходе визита ему так понравилась наша храмовая архитектура, что он решил построить православный храм в Пхеньяне, столице КНДР.
Вскоре ему стало понятно, что храм построить можно, но без богослужения это будет просто здание необычной формы. Потому-то параллельно с проектировкой будущего храма и процессом его постройки, был запущен проект по подготовке православных священников – граждан Северной Кореи. Вот так у нас в семинарии появилось четверо северокорейцев, выходцев из страны победившего коммунизма.
Сказать, что эти люди были дисциплинированны, значит не сказать ничего. Они никогда, абсолютно никогда, не опаздывали. Всегда учили заданное. А потому в поразительно краткие сроки освоили русский и славянский языки, порядок богослужения, православное вероучение и другие важные вещи. Все необходимые знания для ведения священнического служения они получили за три года.
В 2006 году собор в Пхеньяне был построен, а затем освящен нынешним Святейшим Патриархом Кириллом, тогда митрополитом Смоленским и Калининградским, председателем Отдела внешних церковных связей. Двое из тех четырех северокорейских студентов стали священниками и сегодня служат в Пхеньяне. Через пару лет после своего рукоположения они приезжали во Владивосток и Хабаровск для повышения уровня своих богослужебных навыков.
Помню, как, глядя на северокорейских студентов, я и мои однокурсники размышляли, насколько искренней является вера этих людей. Приехали ли они сюда по своей воле или были присланы компартией? В итоге, мы поняли - рассуждать об этом дело неблагодарное.
А вот тому, что в центре официально атеистического государства будет теперь совершаться Православное богослужение, нужно только радоваться.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.