Притча о страшном суде — ее называют притчей, хотя можно было бы назвать пророчеством — неизбежно поражает читателя в самое сердце. С одной стороны нас поражает нравственная правда и красота — да, мы знаем, всегда знали, что отзываться на чужую нужду, как мы бы хотели, чтобы другие отозвались на нашу, должно и правильно. Мы знаем, что те, кто приходят на помощь страдающим ближним — благословенны; мы смотрим на них с несколько отстраненным восхищением. Мы знаем, что люди жестокосердные, которым нет дела до чужих страданий, прокляты — нас самих может возмущать чье-то пренебрежение к чужому горю. В сердце своем мы знаем, что это — справедливо. Это правильно, что милосердных людей примут, а жестоких отвергнут — мы внутренне с этим согласны. Пока речь не заходит о нас.
Все эти страждущие... их много, и многие из них — довольно неприятные типы. Да и я не миллиардер, а человек довольно скромного достатка, и мало чем могу поделиться. А среди людей, которые называют себя благотворителями, и призывают жертвовать им на благие дела, бывают мошенники... И как-то неприятно становится от этой притчи — ну да, я не одеваю нагих и не кормлю голодных, и вообще, отстаньте от меня... Наверное, они сами виноваты, и вообще вот есть миллиардеры — они пусть и помогают. Вообще интернет доносит до нас такое море человеческого горя и нужды, что мы тут ничего не можем поделать... так что зачем и браться...
Но эта притча возвещается нам не в осуждение — а в спасение. Господь, как врач, ставит диагноз, чтобы предписать лечение. Наши сердца окаменели; в них есть место для страха (а не обделю ли я себя?) для ненависти (они наверняка сами виноваты!), для обвинения других (вот у них больше возможностей, вот путь они и помогают!), но не для доверия, любви и милости. И вот Бог хочет дать нам новые сердца.
Бог может и хочет сделать нас благословенными — людьми с живыми, а не каменными сердцами. Время поста — это возможность начать понемногу оказывать милость. Все изменения начинаются с малого; человек, тело которого ослабло от долгой неподвижности и переедания, не станет атлетом за два дня. Но он может начать с того, что, в нынешнем состоянии ему доступно.
Так и человек, сердце которого не привыкло благотворить (а у кого привыкло?) может начинать с малого — может даже с ничтожного, с суммы, которую он готов выложить за чашку кофе, много, за шоколадку. Найти людей, которые действительно помогают нуждающимся — в приходе, в благотворительном фонде, определиться с кем-то, кто известен как люди честные, действительно употребляющие средства по назначению, и начать им жертвовать. Поначалу — ничтожную сумму, которую можно оторвать безболезненно, но делать это регулярно, как человек, ослабевший от долгой неподвижности, совершает какие-то легкие упражнения. Благодать Божия, которая всегда ищет спасти человека, подхватит это малое, чтобы начать менять наше сердце изнутри, и превращать нас в тех благословенных, которые унаследуют Царство, уготованное им от сложения мира.
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







