В жизни каждой семьи случается такое, когда один из супругов попадает в сложную ситуацию. Второй супруг встает перед нелегким выбором: либо последовать за своей половинкой, либо разбить брак. Как часто муж или жена не выдерживают или не хотят поддерживать любимых! Но бывает и такое, что жена не оставляет мужа до последнего, какие бы трудности ни ожидали их обоих.
Мария, жена священника Иоанна Шестника, была из тех самоотверженных женщин, которые ставят счастье мужа превыше собственного. Она не сетовала на то, что приходится покидать обжитые места, когда Иоанна перевели служить в Дерпт. Так в XIV веке назывался эстонский город Тарту. Женщину не могло не беспокоить то, что ее семью отправляют защищать православие в город, населенный противниками этой веры. Однако Мария твердо намеревалась помочь мужу выстоять в этой духовной битве. Два с половиной года они прожили в Дерпте, терпя оскорбления и насмешки от иноверцев. В конце концов Иоанн был вынужден забрать семью и уехать в Псков.
Вскоре из Дерпта пришла горестная новость – там ливонскими рыцарями были схвачены 72 православных прихожанина. С ними в темницу бросили оставшегося в городе священника, пресвитера ИсИдора. Даже под угрозой смерти они отказались предать веру, и были брошены под речной лед.
Для Иоанна это стало тяжелым ударом. Он винил себя в том, что бросил в Дерпте своих духовных детей. «Я должен был пострадать вместо них, вместо ИсИдора», - говорил он жене. Мария изо всех сил утешала его. Для любящей жены нет ничего тяжелее, чем видеть, как печалится муж. И поэтому, когда он решил замаливать свои грехи в пустынной местности, Мария сразу же его поддержала. У нее и мысли не возникло остаться в Пскове и отпустить мужа одного – верная жена отправилась вместе с ним.
Супруги поселились в лесах под Псковом, где незадолго до этого были обнаружены природные пещеры. Иоанн решил совершить богоугодное дело – выкопать в высокой земляной горе храм Пречистой Богородицы. Отшельников ждал тяжелый труд. Сутками напролет таскать землю, укреплять стены, искать пропитание и пытаться защититься от холода. Не всякий крепкий человек выдержит такое испытание. Но Мария видела, как горят глаза у Иоанна, и это вдохновляло ее. Каждый день она вставала вместе с ним до рассвета, молилась, затем помогала ему в работе до самой темноты. Этот совместный подвиг сблизил их так, как невозможно сблизиться в городе с его вечной суетой.
Однако здоровье Марии все-таки не выдержало суровой жизни. Она тяжело заболела, но не пожелала бросить Иоанна и возвратиться в Псков. Любящая мужа Мария продолжала ему помогать до своих последних дней. Перед самой смертью она приняла монашеский постриг. Православная церковь чтит ее под именем Васса.
Не находя утешения, Иоанн отпел ее и закопал гроб в землю. На следующий день он увидел, что гроб стоит выкопанным. Священник подумал, что как-то ошибся при отпевании, и отпел жену еще раз, снова опустив ее в землю. Но и во второй раз гроб чудесным образом оказался на поверхности. Увидев в этом высшую волю, Иоанн поместил его в нишу в стене пещеры.
Иоанн сумел закончить церковь в горе, и спустя годы вокруг нее вырос Псково-Печерский монастырь, один из знаменитейших в России. До сих пор паломников на входе в него встречают два гроба, стоящие рядом. В одном из них покоится Васса, в миру Мария, в другом – ее муж Иоанн, принявший затем в иночестве имя Иона. Сегодня их почитают в лике святых Православной церкви. Любой желающий может поклониться единственной в истории супружеской паре – основателям монастыря. И не в последнюю очередь самоотверженной женщине, которая не пожелала покидать мужа в трудной ситуации.
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!