Каждая супружеская пара хоть раз в жизни, но сталкивается с недоверием друг другу или с непониманием. Например, муж делает выбор, а жена сомневается в его правильности. Если вовремя не заметить эту проблему, не объяснить причины своего поступка, недоверие пускает корни, усиливается и разрушает брак. Далеко не все могут верить супругу безоговорочно – для этого нужно любить поистине крепко. Однако в истории есть примеры того, как муж и жена верили друг другу даже тогда, когда всякая надежда, казалось, была потеряна. И их мечты в конце концов сбывались…
Авраам и Сарра были женаты много лет, но у них не было детей. Аврааму было обещано Богом великое потомство, и он искренне верил, что так и будет. Однако шли годы, а Сарра оставалась бесплодной. Авраама это смущало, и все же он продолжал верить, что нужно еще немного подождать – и жена подарит ему ребенка. Сарра не перечила ему – ей хотелось родить так же, как ее мужу – стать отцом.
Шли годы. Супруги странствовали, переезжали из города в город, богатели и беднели. Одно в их жизни оставалось неизменным – ребенок так и не появился. По тем временам это было серьезной причиной для развода, ведь по закону брак заключался для продолжения рода. Авраам тем не менее и не думал расставаться с женой.
Сарра любила мужа настолько же сильно, как и он ее. Но спустя годы она начала сомневаться в своей способности родить ему ребенка. Сарра не становилась моложе, и надежд зачать оставалось все меньше и меньше…
Однажды к дому Авраама пришли три удивительных мужчины. Они не были похожи на обычных путников, глаза их сияли небесным светом. Авраам любил принимать гостей и с радостью предложил им умыться, попить и поесть. Отдохнув и насытившись, странники спросили: «Где Сарра, жена твоя?» Узнав, что она недалеко, один из них пообещал Аврааму, что Сарра через год забеременеет. То, что этот чудный Гость оказался знающим его жену по имени, и еще больше то, что Он предсказал рождение от нее сына, окончательно открыло Аврааму глаза на небесную природу странников.
А Сарра, услышав эти слова, горько рассмеялась. Она находилась уже в таком возрасте, когда о рождении детей можно забыть. Женщина давно отчаялась подарить мужу сына – уж точно не в ее преклонных годах, а Авраам был и того старше! Однако странник укорил Сарру за недоверие. Им с мужем самим Богом были обещаны наследники, и женщина должна была слушать мужа. Сарра только грустно улыбалась в ответ – она всем сердцем желала верить страннику, но уже так устала ждать…
Однако миновал год, и случилось чудо – Сарра, которой исполнилось уже 90 лет, родила сына! В глазах немолодой женщины стояли слезы счастья, когда она поняла, что ее муж был прав. А уж как радовался Авраам! Он нарек сына Исааком, и мальчик со временем стал одним из великих прародителей еврейского народа, ветхозаветным патриархом.
Сегодня Авраама и Сарру почитают в лике святых Православной церкви. Их надежды и чаяния сбылись, потому что они нашли в себе духовные силы не сомневаться и доверять друг другу. Они не разрушали свой брак пустыми ссорами и недоверием. Супругов соединяла истинная любовь, для которой нет преград – ни годы, ни сомнения, ни тяжелые внешние обстоятельства их жизни - ничто не смогло разъединить Авраама и Сарру. Не смогло потому, что их брак, их любовь были основаны не на страстной влюбленности, как у Ромео и Джульетты, а на абсолютном доверии Богу.
Псалом 123. Богослужебные чтения

Известный барон Мюнхаузен, конечно, утверждал, что безвыходных положений не бывает. Но это, к сожалению, не так. И подчас обстоятельства жизни складываются таким образом, что остаётся надеяться исключительно на чудо. Об этом говорится в псалме 123-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
Прозвучавший псалом был, скорее всего, написан царём и пророком Давидом. Во всяком случае, о том свидетельствует надписание, которое мы можем найти в еврейской Библии. Как известно, царю Давиду приходилось воевать с соседями, чтобы обезопасить Израильское царство от внешних опасностей. И услышанный нами псалом был составлен Давидом в разгар крайне непростой военной кампании.
Давиду пришлось вступить в войну с соседней Сирией. Та значительно превосходила древний Израиль по количеству войск, поэтому царю пришлось мобилизовать почти всё мужское население. В результате на юге страны не осталось тех, кто мог бы защитить ветхозаветный Израиль от вторжения с данного направления. И этим обстоятельством воспользовалась соседняя Идумея. Идумеяне вторглись на территорию Израиля и готовы были отрезать Давида и его войско от Иерусалима, захватив столицу. Положение казалось безвыходным.
Но то, что казалось безнадёжным с человеческой точки зрения, не являлось таковым с точки зрения Божественной. Библейская история умалчивает, как удалось остановить нападение идумеев. Но в псалме 123-м мы видим констатацию следующего факта: «если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас». Нашествие иноплеменников было настолько сильным, агрессивным, что Давид сравнивает это нападение с наводнением.
Не было у Давида и его подданных никакой надежды, кроме Бога. И Господь стал защитником Своего народа. Прежде всего, потому, что и царь, и вся страна иудейская в то время жили благочестиво, не шли против заповедей Божиих. И конечно — искали не войны, но мира! Потому всё и закончилось благополучно. Или как читаем мы в псалме: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились».
И Давид от всего сердца благодарит Бога за помощь, только Господу обращая хвалу, Ему адресуя благодарность. Или как читаем мы в псалме: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю». Мы живём в неспокойные времена, отчасти напоминающие те, что выпали на долю пророка Божия. Будем же, подобно Давиду, просить Бога о помощи, а сами постараемся жить по Его заповедям. Ведь, как учит нас псалом 123-й, Господь помогает только тем, кто не на словах, а на деле живёт по воле Его.
Псалом 123. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 123. (Церковно-славянский перевод)
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема