Когда в тысяча восемьсот семнадцатом году недавно откупившийся у своего барина крепостной крестьянин Павел Цуриков приобрёл на свои трудом и потом заработанные сбережения маленький участок самой дешёвой земли в селе Ивановском, что неподалёку от Ново-Иерусалимского монастыря, местные жители посмеивались между собой. Вот, мол, как человеку воля голову вскружила – купил первый попавшийся клочок, погнался за дешевизной! А земля-то тут неплодная, ничего не растёт, оттого и дешёвая. По такой только скот гонять!
Цуриков на насмешки внимания не обращал. Тем более что выращивать он ничего не собирался. На оставшиеся от покупки небольшие деньги он планировал построить мельницу. Для этого участок подходил идеально. Но мукомольным делом Цуриков заниматься не хотел. Свою мельницу он оборудовал специально под промывку сукна. Неподалёку, в Павловском, находилась суконная фабрика, и, по скромным расчётам Павла Григорьевича, сотрудничество с ней могло бы стать довольно выгодным делом.
Но даже в самых заоблачных мечтах Цуриков не мог вообразить, насколько востребованным окажется его небольшое предприятие! Заказов на промывку было так много, что вскоре доходы позволили Павлу Григорьевичу начать строительство собственной суконной фабрики в Ивановском. Так бывший крепостной превратился в успешного и богатого фабриканта.
Однако такая резкая перемена социального положения ничуть не изменила характера Павла Григорьевича. Он по-прежнему оставался скромным, добрым и чутким человеком, глубоко и искренне верующим христианином. Обретя новые возможности, он не бросился «навёрстывать упущенное» и окружать себя роскошью. Евангельский дух помощи ближнему Цуриков впитал с молоком матери и был абсолютно уверен: если Господь даровал ему богатство, нужно употребить его на пользу не только себе, но и другим.
Прежде всего, заботился Павел Григорьевич о рабочих своей фабрики. Для них была организована бесплатная медицинская помощь, инвалиды и старики получали от Цурикова пенсионные пособия, дети рабочих имели возможность бесплатно обучаться ремеслу. Если у кого-то из фабричных работников случался пожар, Павел Григорьевич безвозмездно выделял средства на покупку или строительство нового жилья и вообще старался помогать в любых бедах и нуждах.
Большое внимание Цуриков уделял общественной деятельности. На его плечах лежали обязанности директора Звенигородского попечительского комитета о тюрьмах, он был попечителем нескольких учебных заведений в Московской губернии. В Воскресенске Павел Григорьевич открыл частное приходское училище. Обучение в нём было бесплатным.
Но более всего отличился Павел Григорьевич на ниве церковной благотворительности. Щедрую помощь от него получали практически все истринские храмы, один из которых – церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивановском – Цуриков выстроил целиком и полностью на собственные средства. Это был поистине бесценный дар жителям села и рабочим суконной фабрики.
В Борисоглебском Аносинском монастыре, в то время небольшой и крайне бедной обители, он построил келейный корпус и гостеприимный дом, на содержание которого дважды в год жертвовал по пятьсот рублей серебром.
Огромную поддержку от Павла Григорьевича получал и Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. На его пожертвования была отремонтирована и обновлена Рождественская церковь, позолочены купола и отреставрирован иконостас. В течение двенадцати лет Цуриков пожертвовал Воскресенскому монастырю и епархии более ста тысяч рублей.
Благодеяния Павла Цурикова распространялись не только на его родную Московскую губернию. Память о добром сердце фабриканта с берегов Истры хранят и в Петербурге, и в Сибири, и даже в Финляндии, где он оказывал поддержку православным храмам и монастырям.
Выходит, напрасно иронизировали крестьяне села Ивановского: кусок бесплодной земли принёс щедрые плоды добрых дел – на сотни лет вперёд.
Псалом 143. Богослужебные чтения

В каких делах мы должны призывать Бога на помощь? А в каких Его участие необязательно? Ответ на этот вопрос находим в 143-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 143.
Давида. [Против Голиафа.]
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
2 милость моя и ограждение моё, прибежище моё и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Филистимляне были язычниками, которые жили на территории Палестины и долгое время досаждали богоизбранному народу. Однажды филистимская армия вторглась в пределы еврейского государства. Царь Саул выдвинул навстречу неприятелю свою силу. Два войска встретились и расположились друг перед другом в боевой готовности. Ни та, ни другая сторона не решалась первой ступить в бой. Тогда из лагеря филистимлян вышел воин по имени Голиаф. Он приблизился к израильским отрядам и потребовал, чтобы евреи выставили против него своего богатыря для схватки. Кто одолеет, того войско и будет победителем в противостоянии.
Никто не решался принять вызов. Дело в том, что Голиаф отличался нечеловеческой силой и огромным ростом. Писание говорит, что в нём было шесть с половиной локтей. То есть около двух метров и 80-ти см. Он был одет в броню, вес которой составлял пять тысяч сиклей меди. То есть около 57 кг металла. Один только наконечник копья, которым был вооружён Голиаф, весил 600 сиклей железа, то есть около 7 кг. Не человек, машина для убийства. Немудрено, что из еврейских воинов никто не вышел. Лишь один юноша по имени Давид принял вызов Голиафа. У Давида не было доспехов. Он был простой пастух. И его единственным оружием была праща — простая верёвка с петлёй для камня на конце. Однако при её помощи он совершил немыслимое — в мгновение ока одолел великана.
Псалом, который мы услышали, посвящён воспоминанию об этом событии. Давид приписывает свой подвиг не столько собственным силам, сколько Божественной поддержке и сверхъестественному вдохновению. По его словам, Бог управлял его действиями: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои — брани, ...щит мой, — и я на Него уповаю». И далее Давид продолжает. Не только в сражении с Голиафом ему помог Господь, но и в не менее сложных делах. В первую очередь — в управлении государством. «Он подчиняет мне народ мой», — пишет Давид.
На этом псалмопевец не останавливается. Он рассуждает о том, кем является человек без этой поддержки свыше? «Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень». То есть без Бога и Его Духа удел человека печален. Его жизнь хрупка и мимолётна. Она проносится, как лёгкий ветерок. Или же, скорее, напоминает бледную тень, которая исчезает после захода солнца.
Мы можем сказать: где мы, а где Давид? Он великий герой. И очевидно, что для таких значимых подвигов ему требовалась особая помощь. Нас это не касается в такой степени. Наша жизнь намного прозаичней, и задачи, которые стоят перед нами, скромнее. Однако Новый Завет подчёркивает и даже усиливает идею псалма. Апостол Павел ставит повседневную жизнь человека в прямую зависимость от Духа Божия. «Мы Им живём и движемся, и существуем», — говорит он. А Христос в Евангелии прямым текстом заявляет Своим ученикам: «без Меня не можете делать ничего». Так, Писание напоминает: то, как мы себя ощущаем в этом мире, напрямую зависит от нашей связи с Творцом. А потому нашей главной повседневной заботой должно быть то, как эту связь усилить и поддерживать. Ведь кто знает, какие подвиги и свершения Господь предопределил нам совершить?
Псалом 143. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 143. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 143. На струнах Псалтири
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
2 милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся.
6 Блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их.
7 Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное, и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное,
и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
2 апреля. О творчестве Ганса Христиана Андерсена

Сегодня 2 апреля. В этот день в 1805 году родился датский писатель Ганс Христиан Андерсен.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Перу Ганса Христиана Андерсона принадлежат более чем 170 сказок и историй, многие из которых признаны шедеврами мировой литературы. На сказках Андерсона во многих странах мира было воспитано не одно поколение детей и подростков. Его произведения положены в основу фильмов, мультфильмов, спектаклей и музыкальных постановок. Миллионы читателей хранят в памяти истории про Стойкого оловянного солдатика, Оле Лукойе, Русалочку, Свинопаса, Диких лебедей. Андерсон искал себя в разных видах творчества, пока не понял, что его призвание — сочинять сказочные истории. «Вы обладаете драгоценной способностью находить жемчуг в каждой канаве», — сказал Андерсону его современник-поэт Ингеман. Многие сказки Андерсона звучат как библейские притчи. Да и все его творчество можно оценивать как художественную проповедь христианского взгляда на мир и на отношения между людьми. Готовая на самопожертвование Герда из «Снежной Королевы» или герой сказок «Девочка со спичками», «Цветы маленькой Иды», «Девочка, наступившая на хлеб». Они говорят нам о присутствии Божьего промысла в жизни человека, о его ответственности перед ближними. И даже самые печальные сказки великого датчанина исцеляют души и дарят надежду своим читателям.
Все выпуски программы Актуальная тема