Многие святые настолько любимы народом, что их жития стали фольклором, легли в основу легенд и даже сказок.
Здравствуйте! С вами — Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святом великомученике Георгии Победоносце и русском духовном стихе «Егорий Храбрый».
Егорий Храбрый:
Во граде было в Иерусалиме
При царе было при Фёдоре,
Жила царица благоверная
Святая София Перемудрая.
Породила она себе три дочери,
Три дочери да три любимые,
Четвертого сына Егория,
Егория, света, Храброго…
По колена ноги в чистом серебре,
По локоть руки в красном золоте,
Голова у Егория вся жемчужная,
По всём Егорие часты звёзды.
Не сразу можно признать в этом сказочном герое образ святого великомученика Георгия.
Но это он, Георгий, или как звучало это имя на Руси — Егорий, Юрий.
Святой великомученик Георгий, конечно, не был сыном Софии Премудрости Божией.
Он родился в 3 веке - и не в Иерусалиме, а в палестинском городе Лидда. Георгий был из знатного рода и находился на военной службе у римского императора Диоклетиана. Служба проходила в городе Никомедия в Малой Азии, где тогда была восточная резиденция цезаря.
Именно с этого города начались жестокие преследования христиан, получившие название «диоклетиановых гонений».
Когда воин Георгий объявил, что он тоже христианин, от него под пытками стали требовать отречься от христианской веры и пытали семь дней. Потому претерпевшего великие муки и называют великомучеником.
В древнерусском духовном стихе злой «царище Демьянище» велит палачам и «пилы пилить», и «топоры рубить», и Егория Храброго «во котел сажать»…
«Егорий Храбрый»:
Мучители все утомилися,
Ничего Егорью не вредилося,
Егорьево тело соцелялося.
Восставал Егорий на резвы ноги —
Поёт стихи херувимские,
Превозносит гласы всё архангельские.
«Царище Демьянище», то есть Демьян – и Диоклетиан… Эти имена не случайно созвучны. На Руси римский император Диоклетиан был для всех «безбожным псом бусурманищем», жестоким гонителем христиан.
По преданию, на восьмой день мучители отсекли воину Георгию голову.
В древнерусском духовном стихе «царище Демьянище» посадил Егория Храброго в глубокий погреб. Через тридцать лет героя освободила из плена сама Пресвятая Богородица. После этого Егорий Храбрый отправился по белу свету освобождать всех своих пленённых братьев и сестёр – страдальцев за Христову веру.
Егорий Храбрый:
Егорьева много похождения,
Велико его претерпение!
Претерпел муки различные
Все за наши души многогрешные!
Поём славу святу Егорию,
Святу Егорию, свет, Хораброму!
Так в древнерусском духовном стихе был воспет подвиг святого великомученика Георгия.
Боюсь привыкнуть. Ксения Хайсанова

Я боюсь привыкнуть ко Христу. Боюсь приходить на Богослужение, потому что надо. На мой взгляд, самая страшная духовная трагедия, которая может произойти в жизни христианина, — это потеря искреннего диалога с Богом, как с Личностью. Я не помню себя вне стен храма. Я там — с самого раннего детства. И это огромное счастье!
А страшно мне от того, что вера может стать рутиной. Детская вера, она, как дыхание. Отношения ребенка с Богом естественны и просты. В детстве у меня никогда не возникало вопросов: «Рядом ли сейчас Господь? Любит ли Он меня?» Даже несмотря на тяжелый недуг, детский церебральный паралич.
А вот взрослую веру нужно поливать, удобрять, взращивать, стараться сделать все, чтобы сберечь её во время жизненных штормов. Это трудно. Иногда я до слез тоскую по той себе, которая могла не задумываясь произнести: «Я люблю тебя, Господи!».
А сейчас? Сейчас боюсь начать приходить на Литургию, просто потому что сегодня воскресенье. Боюсь стать снисходительной к своим грехам. Ведь если не будет сердечной боли от согрешений, значит я уже с ними сроднилась. Боюсь мыслей: «А, Великий пост, Причаститься надо, да? Ведь месяц прошел...»
С каждым годом жизни в церкви приходится задавать себе все больше вопросов. Трудных вопросов, которые требуют честных, и не всегда приятных ответов:
«Почему я сегодня иду к Чаше?» «Хочу ли я быть со Христом, не только с тем Богом, который решит мои проблемы, а с тем, который ждёт живого, ищущего, и всегда немного трепещущего сердца?»
Господи, сколько бы лет ни прошло, сколько бы ни минуло воскресений, постов и праздников, позволь мне быть всё той же маленькой девочкой. Помоги не потеряться в иллюзии знания Тебя и себя самой. Господи, я хочу смотреть на Тебя широко открытыми глазами, узнавая снова и снова!
Эти слова тоже могут быть молитвой. Очень важной и нужной молитвой.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
18 июня. О вере с надеждой

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
О вере с надеждой — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел замечает, что Авраам поверил с надеждою. Оказывается, что вера может сочетаться с другими добродетелями. И можно даже утверждать, что, соединённая с другими христианскими качествами, она становится спасительной.
В противоположность такой вере можно поставить холодную, бездеятельную веру, которая присуща демонам. Об этом святой апостол Иаков сказал:«И бесы веруют». Однако их вера не приносит результата. Они не хотят быть с Богом и не спасаются. Такая вера не порождает добродетелей, не приносит им гармонии и счастья, полноты в Боге.
А вера, соединённая с надеждой, приносит спасительный плод. Так было с Авраамом и с женщиной, у которой была страдающая беснованием дочь. Она не только верила, что Христос обладает чудодейственной целительной силой, но и надеялась, что Он поможет. У этой женщины сила веры, соединённой с надеждой, была такова, что она не отступала от Спасителя, пока Он не исполнил ее желание. При этом Господь похвалил ее и сказал: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час.
Укрепим и мы нашу веру надеждой и добрыми делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об истории Игоревской Иконы Божией Матери

Сегодня 18 июня. Церковь чтит Игоревскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона Божией Матери Игоревская — древний список высокой византийской иконописи, но связана она с трагическими событиями, происшедшими с благоверным князем Черниговским и Киевским Игорем Кротким Агнцем, который, не ища власти, был властолюбцами, гоним, истязаем, заключаем в темницу, потом и в монастырь, где он, приняв уже и монашеский постриг в покаянии и молитве, совершал жизнь свою, но во время молитвы перед этой иконой был настигнут ненавистниками, жестоко убит, и эта икона остаётся благодатным памятником и его святости, и той кротости Пресвятой Богородицы, которая укрепляет исповедников, мучеников в их подвиге, в их кроткой жизни и мученической смерти за Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема