Многие святые настолько любимы народом, что их жития стали фольклором, легли в основу легенд и даже сказок.
Здравствуйте! С вами — Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святом великомученике Георгии Победоносце и русском духовном стихе «Егорий Храбрый».
Егорий Храбрый:
Во граде было в Иерусалиме
При царе было при Фёдоре,
Жила царица благоверная
Святая София Перемудрая.
Породила она себе три дочери,
Три дочери да три любимые,
Четвертого сына Егория,
Егория, света, Храброго…
По колена ноги в чистом серебре,
По локоть руки в красном золоте,
Голова у Егория вся жемчужная,
По всём Егорие часты звёзды.
Не сразу можно признать в этом сказочном герое образ святого великомученика Георгия.
Но это он, Георгий, или как звучало это имя на Руси — Егорий, Юрий.
Святой великомученик Георгий, конечно, не был сыном Софии Премудрости Божией.
Он родился в 3 веке - и не в Иерусалиме, а в палестинском городе Лидда. Георгий был из знатного рода и находился на военной службе у римского императора Диоклетиана. Служба проходила в городе Никомедия в Малой Азии, где тогда была восточная резиденция цезаря.
Именно с этого города начались жестокие преследования христиан, получившие название «диоклетиановых гонений».
Когда воин Георгий объявил, что он тоже христианин, от него под пытками стали требовать отречься от христианской веры и пытали семь дней. Потому претерпевшего великие муки и называют великомучеником.
В древнерусском духовном стихе злой «царище Демьянище» велит палачам и «пилы пилить», и «топоры рубить», и Егория Храброго «во котел сажать»…
«Егорий Храбрый»:
Мучители все утомилися,
Ничего Егорью не вредилося,
Егорьево тело соцелялося.
Восставал Егорий на резвы ноги —
Поёт стихи херувимские,
Превозносит гласы всё архангельские.
«Царище Демьянище», то есть Демьян – и Диоклетиан… Эти имена не случайно созвучны. На Руси римский император Диоклетиан был для всех «безбожным псом бусурманищем», жестоким гонителем христиан.
По преданию, на восьмой день мучители отсекли воину Георгию голову.
В древнерусском духовном стихе «царище Демьянище» посадил Егория Храброго в глубокий погреб. Через тридцать лет героя освободила из плена сама Пресвятая Богородица. После этого Егорий Храбрый отправился по белу свету освобождать всех своих пленённых братьев и сестёр – страдальцев за Христову веру.
Егорий Храбрый:
Егорьева много похождения,
Велико его претерпение!
Претерпел муки различные
Все за наши души многогрешные!
Поём славу святу Егорию,
Святу Егорию, свет, Хораброму!
Так в древнерусском духовном стихе был воспет подвиг святого великомученика Георгия.
Псалом 39. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши*; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: "хорошо! хорошо!"
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: "велик Господь!" 18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
8 сентября. Об отличительных признаках апостолов

В 12-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Признаки апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами».
Об отличительных признаках апостолов — епископ Черняховский и Славский Николай.
Апостол — это тот, кто послан на проповедь. Апостол должен быть таким, чтобы люди ему поверили. И признак апостольства, о котором говорит апостол Павел, — соответствие проповеди и жизни апостола. Если он проповедует любовь, но не имеет любви, или если он проповедует силу Божию, но слаб в молитве, если он проповедует терпение и смирение, а сам горд и нетерпелив, то он лжец. Ему не поверят.
Неудивительно, что и сейчас отношение к священнику, как к проповеднику, зависит от его дел, от его жизни. Но не только священники и епископы несут апостольское служение в нашей Церкви.
Наша Церковь — апостольская, так говорится в Символе веры. Это означает, что она основана апостолами, но это же означает, что каждый христианин призван к апостольству.
Некоторые не умеют хорошо сказать, но каждый может проповедовать своей жизнью. Любовь к ближнему, твердая вера, смирение, терпение — это признаки современного апостольства, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 сентября. О почитании Владимирской иконы Божьей Матери

Сегодня 8 сентября. Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в 1395 году.
О почитании Владимирской иконы Божьей Матери — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Владимирская икона Пресвятой Богородицы является одной из самых почитаемых святынь нашего Отечества. С ней неразрывно связана судьба Русской Православной Церкви и нашего народа.
К ней обращались благочестивые предки в самые тяжёлые дни испытаний, и когда на Москву надвигался хан Тамерлан и хан Золотой Орды Ахмат, а также хан Мехмед Гирей. Не забыли верующие люди этот образ и в годы Великой Отечественной войны, когда к Москве подступали фашистские захватчики. К Царице Небесной наш народ обращался всегда на всём протяжении христианской истории на Руси.
Владимирский образ Божией Матери, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, обращает наш взор к самому началу новозаветной истории, делая молящихся духовно сопричастными Богородице, Которой Господь верил в лице Иоанна Богослова всех христиан.
Наш народ на деле убедился в силе заступничества Девы Марии, поэтому святой Её Владимирский образ как символ присутствия и покровительства Божьей Матери Русской земле будет вдохновлять наш народ жить по вере, в благочестии и силе Духа.
Все выпуски программы Актуальная тема