Мы часто взываем к совести, просим человека посовеститься, укоряем кого-то в бессовестности... Но что такое совесть?
С точки зрения верующего, совесть — это то, чем мы воспринимаем истинный свет. существует праведный Бог, и, хотя наша совесть повреждена грехом и находится под влиянием нашего окружения, она все же способна воспринимать свет, который исходит от Него. Я, например, человек близорукий, и мое зрение часто меня обманывает - я могу принять собаку за ребенка и дерево - за телеграфный столб; но я все же не слепой, я могу видеть свет и те реальности, который воспринимается благодаря свету. Так и совесть - она несовершенна, повреждена, подвержена нашим собственным страстям и внешним влияниям, но она позволяет нам видеть Истинный Свет.
Если бы я был атеистом, мне пришлось бы верить, что истинного света просто нет, и моя совесть не просто находится под влиянием общества и культуры, но полностью ими определяется. Как говорил великий немецкий мыслитель Фридрих Ницше, “Голос стада будет звучать еще и в тебе! И когда ты скажешь: "у меня уже не одна совесть с вами", – это будет жалобой и страданием”. Голос совести в атеистической вселенной - не более чем голос стада. (А чей же еще?) Авторитет, стоящий за совестью - это авторитет социума. Должен ли я ему повиноваться? С чего бы? Всегда ли социум прав? Ведь есть разные социумы с разными требованиями - то, что для одних похвально, для других - мерзость. Какой из конкурирующих систем требований я должен повиноваться? И должен ли вообще какой-нибудь из них? Кто из них прав? И имеет ли смысл вообще задаваться этим вопросом? Прав по отношению к чему? По какому стандарту правоты? Во вселенной без Бога такого стандарта просто не существует.
Поэтому для того, чтобы взывать к совести, мы - и это логически неизбежно - должны признавать, что она свидетельствует нам не о человеческих мнениях и обычаях, но о некоем Истинном Свете и истинном моральном Законе, которому все мы должны повиноваться. Мы можем с уверенностью сказать, что этот Свет носит личностный характер - нравственные предпочтения могут быть только у личности, и признать, что мы имеем дело с Кем-то, Законодателем, Судией, Тем, кого мы называем словом “Бог”.
И Евангелие говорит о том, в истории был человек, который заявил, что Он и есть этот Свет: “Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.(Иоан.8:12)”. Уточним - Он не говорил, что указывает на свет, или помогает нам увидеть свет, или что-нибудь еще в этом роде. Он говорил, что Он и есть Свет.
Тот Судия мира, то надмирное Добро и Правда, о котором нам говорит совесть, пришел на нашу землю в лице Иисуса Христа. Мы можем обратиться к Нему напрямую — в молитве, соединиться с Ним в Таинствах Церкви, принять Его дар прощения и вечной жизни.
«Журнал от 10.01.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Христианское отношение к молитве и житейским просьбам к Богу и святым;
— Новые проекты Академии «Фомы»;
— Народная музыка и Рождественские представления;
— Духовная ценность Псалтыри.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
10 января. О важности перенесения скорбей в деле спасения человека
8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности перенесения скорбей в деле спасения человека.
Страдания и скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал. По крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Поэтому, когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, и нередко воспринимаем это как некий вызов нам, начинаем сами бороться, тоже создавать какую-то стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, тем самым заражаясь этой человеческой неправдой и злобой, пуская в свое сердце то, на что и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, чтобы в страданиях мы согрешили, от Бога отказались, от Его промысла, возроптали, возненавидели других людей.
Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божьему закону. Когда все хорошо, то вроде испытаний никаких нету, искушений нету, соблазнов таких особенно нету с точки зрения веры в Господа. А вот когда через скорбь проходим, очень часто говорим: «Господи, а за что это мне?» Никогда не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а попытаемся ответить на вопрос: «А что ж такое, ну почему же я? Но ведь вот сосед-то ничего этого не испытывает. Вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать. Почему через скорбь меня Господь проводит?» Ответ очень простой. Если мать Его родная по плоти через скорбь прошла, какие у нас могут быть вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никаких.
Господь и дал нам пример своей Матери, пречистой и преблагословенной Девы Марии, выше всех ангелов и архангелов, которая даже эта высота и близость к Богу не оградила от человеческой скорби и даже от человеческих страданий.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О грехах зависти и сварливости
В 3-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину».
О грехах зависти и сварливости — священник Алексей Долгов.
Святой апостол Иаков призывает христиан быть чуждыми зависти и сварливости, потому что эти грехи прямо противоположны любви — главному качеству христианина. Зависть апостол называет горькой. Для человека она горька потому, что наполняет сердце беспокойством и тревогой, лишая человека сил. Для окружающих зависть горька потому, что приносит не согласие, а раздоры и споры. Поскольку, как говорит Христос, из сердца исходит все злое, то зависть скрывается именно в сердце, которое у нас может быть не только источником добра, но и зла. Побежденный завистью человек ругает, лжет и очерняет того, кому завидует, а себя превозносит и хвалит. Именно такими завистниками в первые века были самозванные учителя, которые возвышали себя и очерняли апостолов. Истинные веры в их поврежденные страстями сердца не вмещались, поэтому они толковали христианское учение по своему усмотрению. От этого стали рождаться ереси, которые являются ложью на истину.
Апостол Иаков обличает этих самозваных мудрецов, непризванных учителей, раздиравших церковь Божию, вопреки истинным верам, вводивших ложные учения, и показывает, что они руководствовались ложной мудростью, злой ревностью и страстью к спорам. Это не мудрость, нисходящая свыше от Бога, но мудрость душевная, бесовская. Святой апостол Иаков учит, что служить Словом могут по-настоящему мудрые, способные показывать мудрость своей собственной жизни христиане. Это относится и к нам, поскольку и от нас Церковь ждет настоящей мудрости, являемой не только в словах, но прежде всего в наших делах.
Все выпуски программы Актуальная тема