В 1127 году умер страшный Чингиз-хан. Семидесятидвухлетнего повелителя Азии зарезала ночью молодая жена одного хана, которую он силою отнял у мужа.
Существует предание, что незадолго до смерти, Чингиз-хан собрал своих сыновей и, раздавши каждому по стреле, велел им их разломать, что те легко сделали. Затем он предложил каждому разломать пучок из нескольких стрел. Но на это ни у кого из них не хватило силы. Тогда он им скал: «Вот видите, если Вы все будете всегда действовать сообща, то никто Вас не сломит, если же разъединитесь, то Вас, как эти стрелы, легко будет уничтожить врагам Вашим по одиночке».
Завет этот глубоко запал в сердце наследников Чингиз-хана, так как смерть его нисколько не остановила их в преследовании намеченных им великих предначертаний.
После похода, окончившегося в 1224 году битвой на Калке, Монголы посылали еще новые войска в 1229 году к Волге. Сохранились известия, что у них были составлены планы, как овладеть после покорения Русской Земли и всей остальной Европой. Таким образом, второе нашествие Татар было делом давно и глубоко обдуманным еще при жизни Чингиз-хана. После его смерти верховная власть над всеми подвластными Монгольскими народами перешла к третьему его сыну — Угедею, получившему звание великого хана. Внуку же Чингиз-хана — Батыю достались все приобретения в Восточной Европе.
Докончив покорение Северного Китая, Угедей собрал в 1235 году курултай, на котором решены были одновременные походы в Южный Китай, Корею, Кашмир, Индию и в Европу.
Для последней цели главным предводителем был назначен Батый, а в помощь ему опытный полководец Субутай.
Местом сбора всех войск, назначенных в этот поход, были определены верховья Иртыша и западный Алтай. Отсюда в феврале 1236 года воинство двинулось к средней Волге, куда и прибыло уже в июле. С Волги Субутай двинулся с частью сил для покорения Болгар, а Батый продолжал поход на запад. И в 1237 году подошел к пределам Русской Земли — к границам Рязанского княжества.
Подойдя к границам Рязанской Земли, Татары остановились на одном из притоков реки Суры и отправили послов к Рязанскому князю, которые начали требовать десятины.
Рязанский князь Юрий Игоревич ответил послам, как всегда и везде отвечал Русский князь: «Коли нас не будет, то все ваше будет». Тогда послы пошли к великому князю Юрию во Владимир, предлагая мир на тех же условиях. Юрий Всеволодович тоже не согласился и отпустил послов назад, в их стан. Затем Рязанский князь послал к Юрию Владимирскому с просьбой прислать помощь, или чтобы сам Юрий выходил с войском. Великий князь не послушался: ни помощи не прислал, ни сам не пришел. Получив ответ Рязанского князя, Татары двинулись на Русскую Землю.
Князь Юрий, несмотря на малочисленность своего войска, отважился на бой с Татарами в открытом поле. В бою этом легли все Рязанские витязи вместе с князьями Пронскими, Коломенскими и Муромскими.
Сам Юрий Рязанский затворился в старой Рязани (ныне город Спасск).
21 декабря Татары начали действовать стенобитными орудиями и зажгли крепость. Сквозь дым и пламя они вломились в улицы, истребляя все огнем и мечом».
Князь, супруга, мать его, бояре, народ были жертвой их свирепости. Варвары Батыевы распинали пленников, или связав им руки, стреляли в них как в цель для забавы. Оскверняли святыни храмов насилием юных монахинь, знаменитых жен и девиц в присутствии издыхающих супругов и матерей. Жгли иереев, или кровью их обагряли алтари. Весь город с окрестными монастырями обратился в пепел. Несколько дней продолжались убийства. Наконец, исчез вопль отчаяния: ибо уже некому было стонать и плакать.
Опустошив Рязанскую Землю, Татары двинулись к Коломне и Москве. Некоторые летописцы рассказывают, что боярин Евпатий Коловрат, встретился при своем возвращении в Рязанскую волость с войсками Батыя. Пылая ревностью отмстить Татрам, Евпатий бросился им вслед со своими воинами, в числе 1700 человек, и быстрым ударом смял их задние полки. Пораженные Татары думали сперва, что это восстали Рязанские мертвецы. Когда же пять захваченных пленников были приведены к Батыю, и он спросил их, кто они такие, то эти доблестные люди отвечали: «Слуги князя Рязанского, нам велено с честью проводить тебя, как знаменитого государя, и как Русские, обыкновенно, провожают от себя иноплеменников: стрелами и копьями».
Славный подвиг Евпатия не мог поправить наши дела. Там, где цвели города и селения, остались только кучи пепла и трупы, терзаемые хищными зверями и птицами.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема