А вы знали, что, оказывается, есть возможность усыновить ребёнка на расстоянии? Причем, на далеком расстоянии - в Африке. Вы платите 26 евро в месяц. Ребенок остаётся жить там, где он жил, то есть в Мозамбике или в Малави. Продолжает дружить со своими африканскими сверстниками, говорить на своём родном языке и играть в привычные ему игры.
Но. Теперь, за ваши деньги, этот ребенок из бедной семьи будет получать горячий обед в центре питания, и очень часто это будет его единственная еда в сутки. Всё это придумала и организовала католическая община святого Эгидия в 2006 году. Члены общины оказывали помощь ВИЧ-инфицированным жителям Мозамбика и в процессе поняли, что терапия практически не действует при недоедании. Начали подкармливать. Сначала только пациентов программы, а потом и детей бедняков из окрестных районов.
Каждые полгода детей взвешивают и измеряют их рост, чтобы убедиться, что они растут хорошо. Если кто-то давно не приходил - его пойдут искать и попробуют выяснить, что случилось и как у него дела. Если ему нужны школьные принадлежности, их купят. Если ему нужна одежда — он ее получит. Если его надо записать в школу — его запишут. Если его надо лечить, его будут лечить.
Таких центров в Африке три. В общей сложности в них питаются около тысячи детей от двух до четырнадцати лет. Существует электронная база, где хранятся данные по всем детям. Всех их знают по имени, знают, сколько у них братьев и сестёр. Где и как они живут. Чем занимаются родители, какие у них проблемы. Чем они болеют.
Центры питания – оазисы детства в очень бедных районах, окружённых соломенными домиками, глинобитными домиками, домиками из тростника и камней.
У всех этих детей есть родители и усыновление, конечно, формальное. При центрах питания периодически устраивают родительские собрания - для реальных родителей. Так как в Африке часто самих мам надо учить обращаться с детьми, заботиться о них. Мамам объясняют, например, что детей надо устраивать в школу, да и просто регистрировать и делать им свидетельства о рождении. Потому что очень часто детей в Мозамбике и других африканских странах не регистрируют. Это хлопотно и зачем его регистрировать, а вдруг он умрёт? Часто оказывается, что у годовалого ребёнка даже нет имени вообще никакого, потому что зачем ему давать имя – а вдруг он всё равно умрёт?
Каждые полгода усыновитель из Европы получает новости о конкретном ребёнке, которого он усыновил. Таким образом, можно узнать как у него дела. Пошёл ли он в школу? Как он учится? Как у него дела? Как живут родители? Как живут братишки и сестрёнки? Как у него со здоровьем? Что он любит? Что ему нравится?
Программа «Усыновление на расстоянии» очень активно развивается в последнее время, в России – тоже. За последний год количество усыновителей выросло с двух до двадцати четырёх, потому что это действительно оказывается очень привлекательным – ты можешь иметь ребёнка, очень красивого, в далёком Мозамбике, и ты знаешь, что те деньги, на которые ты бы сама, может быть, один или два раза сходила в кафе, действительно меняют жизнь этого ребёнка, меняют жизнь его семьи.
У меня есть такой сын. Его зовут Нельсон, ему девять лет, он живёт в Бейре, в районе Прайанова. Это очень бедный район, в основном – из соломенных домиков, который находятся на берегу моря. Нельсон – один из пяти детей, мама его торгует печенюшками на местном рынке. Благодаря тому, что это усыновление на расстоянии есть, он уже год приходит обедать в центр питания в Бейре, и прямо можно видеть, как ребёнок растёт, и как ребёнок обретает искру в глазах и счастье.
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема