На «Денискиных рассказах» Виктора Драгунского выросло три поколения ребят. Книжку читает уже четвёртое, и будет читать пятое. Недаром же она постоянно переиздаётся. Может быть, секрет такой популярности в том, что её главный герой не выдуманный, а самый настоящий? И писатель знал о нём всё до мельчайших подробностей. Ведь хороший отец всегда в курсе дел своего сына. А Дениска и был списан с Дениски. Только не Кораблёва, а Драгунского.
Когда в семье Драгунских родился сын, его назвали Денисом. Была середина 20-ого века, это имя тогда встречалось редко. Знакомые Виктора удивлялись и говорили: «Как странно Витя Драгунский назвал своего сына – то ли Денис, то ли Герасим!». Да и в школе мальчика поначалу называли то Трофимом, то Кузьмой. Но после выхода «Денискиных рассказов» в стране не было имени популярнее. Этого Виктор Драгунский предположить не мог.
Он вообще не думал, что станет писателем. Мечтал о сцене, работал артистом и режиссёром, цирковым клоуном и автором эстрадных реприз. Потом стал писать фельетоны, а уж потом и детские рассказы. Как всё гениальное, это получилось просто. Драгунский приехал на дачу, сел работать и через неделю прочёл жене и сыну серию первых «Денискиных рассказов». В них было точное описание жизни семьи: и квартира, и соседи, и ребята – друзья Дениса.
Драгунскому-младшему нравились рассказы, он гордился тем, что его папа – детский писатель, но фраза: «Смотри, смотри, вот тот самый Дениска!» преследовала героя этих рассказов с юности. Сравнение утомляло. Денис считал, что он и без книжки кое-что из себя представляет. И объяснял знакомым, что люди в рассказах – реальные, а всё происходящее с ними – блестящая выдумка его отца. Что он - Денис - никогда не выплёскивал манную кашу из окна на голову прохожему и в девочку на шаре не влюблялся. Зато, читая папины рассказы и усваивая уроки, которые в них были заложены, сын и сам становился лучше. Сегодня, Денису Викторовичу, который тоже стал писателем, приятно, когда о нём вспоминают в связи с «Денискиными рассказами». Он даже хочет написать книжку «50 лет с Дениской на шее».
Они очень дружили – отец и сын. Денис помнит всего два случая, когда папа его наказал: один раз за нежелание надевать шарф, и второй за двойку. Виктор Юзефович прививал сыну вкус к хорошей литературе. Не на примере своих рассказов. Хотя Денис был их первым слушателем и до сих пор помнит вечера, когда он забирался в кресло, а папа читал так, как только он один умел. Отец рассказывал о Пастернаке, о Пушкине. Когда мальчику было 12 лет, папа прочёл ему вслух «Евгения Онегина» с подробными объяснениями непонятных «боливаров» и «брегетов».
В те времена детская литература считалась литературой не серьезной. И Виктор Драгунский хотел писать для взрослых. Но дома подрастал симпатичный мальчишка, он делился с отцом своими проблемами, рассказывал о том, что с ним происходит в школе и во дворе. И Драгунский-старший взялся за перо. Писал книги для детей и для взрослых. Даже болея, диктовал главы своей автобиографической повести. Шутил с друзьями: «Дай Бог, прожить ещё минут двадцать и написать несколько книжек».
Кстати, он не хотел, чтобы Денис пошёл по его стопам. Мальчик хорошо рисовал, и отец находил в нём талант. Но как говорит сам Денис: «талант кончился». Виктор Юзефович огорчался. Зато радовался, когда сын занялся филологией. В университете Денис изучал древнегреческий и латынь. А потом так же как отец долго искал себя: работал журналистом, писал сценарии, был даже политологом. Главное, что Денис перенял у папы - это нескончаемый интерес к жизни и желание постоянно пробовать новое.
«Как любому человеку, быть сыном своего отца, хорошего отца, мне радостно», - говорит Драгунский сегодня. Он не побоялся войти в литературу вслед за папой. Книги Дениса Викторовича издаются и пользуются большой популярностью. А против того, что написал их сын Драгунского, читатели не возражают. Им, выросшим на книгах его отца, приятно, что в литературном полку прибыло хороших писателей с фамилией Драгунский.
Костромская область. Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь
На севере Костромской области, близ города Макарьев, есть старинный Троицкий Макариево‑Унженский монастырь. Само его название может поведать о многом. Унженской обитель именуется, поскольку стоит на берегу реки Унжи, Троицкой — потому что главный храм посвящён Святой Троице. А Макариевым монашеское поселение названо именем его основателя, преподобного Макария.
Подвижник родился в четырнадцатом веке в Нижнем Новгороде. В юности принял иноческий постриг. В зрелые годы создал монастырь близ родного города на Волге, и много лет управлял им. Но в 1439 году казанский хан Улу Мухаммед захватил Нижегородские земли и разорил процветающую обитель. Тогда преподобный Макарий и отправился на север, в Костромские леса. Поставил крест в безлюдном месте на берегу Унжи и выкопал келью-пещеру. Рядом со старцем поселились ученики. Вместе они построили деревянную церковь во имя Святой Троицы. У стен этого храма преподобного и похоронили в 1444 году.
В дальнейшем Макарьевский монастырь на Унже расширялся и благоустраивался. Особое внимание ему уделял первый царь из рода Романовых — Михаил Фёдорович. Государь дважды совершил паломничество в Троицкую обитель. В первый раз он приехал сюда в 1612 году, ещё отроком, незадолго до своего восшествия на престол. Второй раз — в 1619-м. Царь тогда участвовал в торжествах, посвящённых прославлению преподобного Макария Унженского в лике святых.
Покровителем Макарьевского монастыря был и сын Михаила Фёдоровича — Алексей Михайлович Романов. Благодаря царским пожертвованиям Троицкий храм в 1670 году перестроили в камне. Рядом возвели каменную же церковь, посвящённую преподобному Макарию. Под её сводами поместили мощи праведника, обретённые нетленными.
В восемнадцатом веке архитектурный ансамбль Унженской обители дополнили Благовещенский и Никольский соборы, трапезная палата и братские корпуса. Тогда же была построена Успенская церковь с примыкающими к ней больничными палатами. Здесь в годы Первой мировой войны в начале двадцатого столетия разместился лазарет для раненых воинов.
Богоугодную жизнь северного монастыря нарушила революция 1917 года. Безбожники закрыли обитель, выселили братию, а в храмах разместили тракторную станцию и склады зерна. Мощи преподобного Макария передали в краеведческий музей.
Останки праведника вновь стали принадлежать Православной Церкви в 1990 году. Мощи поочередно пребывали в различных храмах Костромской епархии. Когда же в 1994-ом Троицкий монастырь был возрождён, святыня вернулась под своды Макариевского храма. Со всех концов России люди приезжают в обитель на реке Унже, чтобы помолиться у раки с мощами преподобного Макария.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Калужская область. Спасо-Преображенский Воротынский монастырь (Спас на Угре)
Спас на Угре — так именуют в народе Преображенский Воротынский женский монастырь в двадцати километрах от Калуги, на живописном берегу реки Угра. В этот месте, в далёком 1480 году сошлись русское и ордынское войска. И случилось чудо: спустя 5 дней ожидания битвы, ордынцы без боя отступили! «Не оружие, не мудрость человеческая, а Сам Господь спас ныне Россию», — свидетельствовали летописцы, современники этой удивительной победы. Событие, положившее конец ордынскому игу на Руси, вошло в историю как «Стояние на реке Угре». В память о нём в начале 16-го века и был построен здесь монастырь. Возводился он на пожертвования князей Воротынских, и это нашло отражение в его названии — Спасо-Преображенский Воротынский. Основал обитель, по преданию, преподобный Тихон Медынский. Изначально монастырь был мужской. Вокруг него образовалось село, которое получило название Спас. Носит оно его и сегодня.
Такова, вкратце, история основания обители, великолепный вид на которую открывается путешественникам на подъездах к селу. Издалека белеют на фоне лугов и лесов конусообразные, шатровые башенки-купола её церквей — Преображенской и Введенской, и высокий шпиль колокольни. «Единственный в окрестностях Калуги храмовый ансамбль допетровской эпохи», — так описывают монастырь Спас на Угре путеводители. А те, кто там побывал, называют обитель тихим молитвенным уголком, где всё дышит тёплым, почти домашним уютом. Ухоженная территория с беседками, оградками из природного камня и садовыми скульптурами — миниатюрными храмами, домиками, птицами и даже Ноевым ковчегом, на носу которого примостился маленький слон. Здесь можно сверить время по мраморным солнечным часам. На них выгравированы слова апостола Павла из послания к Галатам: «Итак, доколе есть время, будем делать добро...». На небольшой территории Спасо-Преображенского Воротынского монастыря уместились храмы, келейные и служебные корпуса, гостиница для паломников, церковная лавка и трапезная, где можно отведать мороженое, приготовленное руками монахинь из ягод и фруктов монастырского сада.
Белоснежные храмы — скромные снаружи и великолепно украшенные внутри. Сегодня в их стенах не смолкает молитва, и трудно представить, что ещё не так давно монастырь стоял фактически в руинах. В советские годы обитель была закрыта. И хотя имела статус исторического памятника, о её сохранности не заботились. Разрушились своды и кровля храмов, в стенах образовались глубокие разломы. Возрождение и восстановление монастыря началось в 2007-м году. И сегодня Спасо-Преображенский Воротынский монастырь вновь стал местом молитвы.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Обоянь. Собор Александр Невского ( Курская область)
В Курской области есть городок с приятным слуху названием Обоянь. Имя своё он получил по реке Боянь, в устье которой была в середине 17-го века заложена крепость. Но когда идёшь по улицам неспешным шагом, кажется, что город нарекли так из-за его обаяния. Обоянь хоть и маленький, но очень уютный и живописный. Здесь сохранилось множество старинных зданий и целых восемь храмов. Один из них — собор святого благоверного князя Александра Невского.
Пятиглавый исполин из красного кирпича с серебристыми куполами встречает нас на улице Луначарского. Храм — памятник архитектуры регионального значения, великолепный образец русско-византийского стиля. От русской архитектуры здесь — нарядные «кокошники», так называются декоративные элементы на фасаде, напоминающие формой традиционный женский головной убор. От византийской — широкие, массивные полусферические купола вместо привычных «луковиц».
Собор Александра Невского был заложен в память о чудесном спасении императора Александра III и царской семьи при крушении поезда под Харьковом, близ станции Борки в октябре 1888 года. Церемония освящения закладного камня состоялась спустя три года после этого события, в 1891-м. Строился храм на частные пожертвования, в основном от городского купечества. Средства поступали нерегулярно, поэтому строительство продвигалось медленно, с большими паузами и завершилось только в 1907 году. В храме создали редкой красоты иконостас — деревянный, четырёхъярусный, резной, позолоченный. Богатые горожане жертвовали церкви серебряные и золотые богослужебные сосуды, оклады для икон и Евангелия с драгоценными камнями. Буквально через несколько лет всё это оказалось в руках безбожников — во время большевистской кампании по изъятию церковных ценностей.
Сам собор власти довольно долго не закрывали, но и его эта участь, увы, не миновала. После закрытия в 1930-х, было предпринято несколько попыток взорвать храм — к счастью, неудачных. Какое-то время собор служил зернохранилищем, а в 1984-м году в нём разместился молодёжный спортивный клуб. Просуществовал он в стенах святыни недолго — уже в начале 1990-х собор вернули Русской Православной Церкви. Покалеченное здание с разобранным центральным куполом и заложенными кирпичом окнами восстановили. И сегодня он украшает Обоянь в своём первозданном величии.
Все выпуски программы ПроСтранствия












