Дети прекрасно понимают родителей, если те на них не «давят» и дают свободу выбора. Именно таким для Татьяны Тарасовой был её отец - великий тренер, и как его называли – «отец советского хоккея» - Анатолий Тарасов.
Анатолий Владимирович рано женился. Нину – студентку института физкультуры он встретил в 20 лет. 53 года они прожили вместе. Первое августа - день их бракосочетания, стал для Тарасовых знаменательным днём. А золотая свадьба родителей запомнилась Татьяне Анатольевне как самый лучший праздник в жизни. Она до сих пор благодарна отцу и маме за то, что они создали такую семью.
В нём всё было подчинено труду. О том, что их папа делает важное дело, сёстры Галя и Таня Тарасовы знали с раннего детства. Анатолий Владимирович мечтал о сыновьях, которые так же как он, будут играть в хоккей, а родились две дочери. Но Тарасов воспитывал их как мальчишек. Особенно Таню. Каждое утро в любую погоду она выбегала на улицу делать зарядку. Играла во дворе в хоккей и футбол, занималась плаванием. Плавать её тоже научил отец. По своей особой методике: просто бросил дочь в воду с лодки. Тане ничего не оставалось, как поплыть.
Жили Тарасовы тогда в двухкомнатной квартирке, где даже повернуться было негде. Татьяна Анатольевна вспоминает, как в детстве смотрела по телевизору хоккейные матчи, а рядом молилась бабушка. Но Тарасов не хотел просить у властей квартиру побольше. А дочерям объяснял, что жаловаться стыдно, ведь другие живут в куда более тяжёлых условиях.
Маленькая Таня ездила к отцу на стадион смотреть тренировки. Не отходила от телевизора во время трансляций хоккейных матчей. А когда девочке исполнилось пять лет, Анатолий Владимирович привёл её на каток, безошибочным чутьём угадав в дочери талант. «Уж если родилась девочкой, то хоть на коньках стоять научишься», - сказал он. Таня делала успехи, к 19-ти годам стала известной фигуристкой, но похвалу от папы слышала редко. Не обижалась, понимала: отец не хвалит потому, что считает: хорошо работать – это долг каждого человека. День, когда отец признал в ней профессионала, Тарасова запомнила на всю жизнь. Она тогда уже была тренером и вернулась из АльбервИлля со своей пятой по счёту Олимпиады, на которой её ученики взяли золото. Отец встретил дочь словами: «Здравствуй, коллега!». Эта скупая фраза затмила блеск медалей. Кстати, из той поездки Татьяна вернулась не только с наградами, но и с крестиком на груди. Случайно встретилась в городе с русским священником и крестилась на следующее утро после того, как её ученики стали чемпионами.
То, что Татьяна стала тренером - заслуга Анатолия Владимировича. Нет, он не помогал ей пробиваться, не любил семейственности и блата. Но, когда в 19 лет из-за травмы Татьяна рассталась с большим спортом, именно отец настоял на том, чтобы дочь пошла учиться в институт физкультуры. Сама она хотела поступать в театральный, но Тарасов решительно воспротивился этому. Татьяна послушалась и никогда не пожалела об этом. Уже в 27 лет она стала самым молодым в стране заслуженным тренером СССР по фигурному катанию.
Когда отец ушёл со службы, любимым местом сбора семьи стала дача. Сюда приезжали многочисленные гости на знаменитые тарасовские грибы. Однажды привёз из Финляндии четыре чемодана белых, которые сам же замариновал. Он вообще был прекрасным кулинаром, умел солить даже арбузы. Чинил обувь жене и дочерям. А на даче высаживал розы, которые живут до сих пор. Тарасов не умел отдыхать даже на пенсии. Писал книги, проводил семинары, собрал во дворе своего дома детскую хоккейную команду и тренировал мальчишек. Когда отказали ноги выходил на лёд на костылях и шутил, что это его «клюшки». Во всём Тарасов был максималистом, никогда не поддавался обстоятельствам. В этом смысле дочь пошла в отца.
Он научил её быть верной семье, друзьям, ученикам... Научил самому сложному в профессии: ставить трудные задачи и добиваться результатов. Всему, чем он и сам владел как никто другой и что сумел передать по наследству дочери.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».