
В 305 году в большом и цветущем египетском городе Александрии царило необычайное оживление: приехал римский полководец Максимин. Совсем недавно он был провозглашен римским императором и правителем Египта. Максимин устроил пышные многодневные празднества, сопровождавшиеся принесением жертв языческим богам. И вот когда в языческом храме в присутствии императора на капище приносились жертвы, в дверях появилась молодая женщина. Все взоры обратились на нее.
Доротее было всего восемнадцать лет, но она уже успела прославиться в Александрии не только своей красотой, но и образованностью и мудростью. Не было секретом и то, что она приняла христианство и крестилась с именем Екатерина. Девушка бесстрашно приблизилась к императору и стала упрекать его за то, что он приносит жертвы языческим богам. С каждым ее словом Максимин все больше впадал в гнев, но решил сдержать себя и отвечать насмешливо. Он был поражен красотой Екатерины и уже видел ее в числе своих наложниц.
Св. Екатерина
— Цезарь, принося жертвы идолам, ты совершаешь тяжкий грех. Ты и твои люди почитаете богами бездушных идолов. Стыдно быть настолько безумным! Это просто статуи. Ничего божественного в них нет!
Максимин
— Что же я должен по-твоему сделать, чтобы искупить свои грехи?
Св. Екатерина
— Поклонись Господу нашему Иисусу Христу. Он пошел на крест и за тебя тоже, император.
Максимин
-— Ты хочешь, чтобы я принес твоему богу жертвы?
Св. Екатерина
— Нет. Истинный и Всесильный Бог не нуждается в жертвоприношениях. Он только хочет, чтобы люди соблюдали Его заповеди.
Максимин
— Вижу, что мне тебя не переспорить. Но так ли ты мудра? Поговори-ка с моими философами. Если ты победишь их в диспуте, тогда, может быть, я и последую твоему совету. Согласна?
Св. Екатерина
— Согласна.
Максимин и его приближенные засмеялись, предвкушая веселое развлечение.
Через несколько дней состоялся диспут. Многие горожане пришли послушать ученый спор Екатерины с языческими философами. На почетном месте восседал довольный Максимин. Он рассчитывал, что после диспута опозоренная прекрасная христианка станет для него легкой добычей.
Однако, как ни пытались философы своими каверзными вопросами поставить девушку в тупик, ничего не получалось. Она прекрасно знала труды древних поэтов и философов, цитировала Гомера и Платона. Даже мудрейшие из древних мудрецов помимо воли своей приходили к пониманию Единого Истинного Бога, говорила Екатерина. Обескураженные философы были вынуждены признать свое поражение. Максимин был взбешен.
Император не оставил попыток добиться Екатерины. Он сулил ей богатство, почести и величие, но девушка была неприступна. Тогда Максимин в гневе велел бить ее воловьими жилами, а потом отрубить голову. Но никакие угрозы не могли сломить девушку. Брошенная в темницу, она проводила дни и ночи в молитве, прося Господа лишь о том, чтобы Он не оставил ее и помог пройти крестный путь до конца.
Однажды после долгой молитвы Екатерина увидела во сне Богородицу и ее Божественного Сына. «Я возлюбил тебя и хочу обручить Себе как невесту, — произнес Христос. — Екатерина, сохрани этот союз. Не избирай себе земного жениха. В знак этого я дарю тебе перстень».
Девушка очнулась. На пальце у нее сиял перстень.
Екатерина исполнила Божий завет. Она приняла мучения и пошла на казнь. Сразу после казни ее тело было взято ангелами и унесено на самую высокую гору гряды Синай. Через несколько веков монахи близлежащего монастыря обнаружили на горе мощи святой. Их опознали по перстню на пальце. И гора, и монастырь, в который были перенесены мощи святой, сегодня носят ее имя.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема