В 305 году в большом и цветущем египетском городе Александрии царило необычайное оживление: приехал римский полководец Максимин. Совсем недавно он был провозглашен римским императором и правителем Египта. Максимин устроил пышные многодневные празднества, сопровождавшиеся принесением жертв языческим богам. И вот когда в языческом храме в присутствии императора на капище приносились жертвы, в дверях появилась молодая женщина. Все взоры обратились на нее.
Доротее было всего восемнадцать лет, но она уже успела прославиться в Александрии не только своей красотой, но и образованностью и мудростью. Не было секретом и то, что она приняла христианство и крестилась с именем Екатерина. Девушка бесстрашно приблизилась к императору и стала упрекать его за то, что он приносит жертвы языческим богам. С каждым ее словом Максимин все больше впадал в гнев, но решил сдержать себя и отвечать насмешливо. Он был поражен красотой Екатерины и уже видел ее в числе своих наложниц.
Св. Екатерина
- Цезарь, принося жертвы идолам, ты совершаешь тяжкий грех. Ты и твои люди почитаете богами бездушных идолов. Стыдно быть настолько безумным! Это просто статуи. Ничего божественного в них нет!
Максимин
- Что же я должен по-твоему сделать, чтобы искупить свои грехи?
Св. Екатерина
- Поклонись Господу нашему Иисусу Христу. Он пошел на крест и за тебя тоже, император.
Максимин
- Ты хочешь, чтобы я принес твоему богу жертвы?
Св. Екатерина
- Нет. Истинный и Всесильный Бог не нуждается в жертвоприношениях. Он только хочет, чтобы люди соблюдали Его заповеди.
Максимин
- Вижу, что мне тебя не переспорить. Но так ли ты мудра? Поговори-ка с моими философами. Если ты победишь их в диспуте, тогда, может быть, я и последую твоему совету. Согласна?
Св. Екатерина
- Согласна.
Максимин и его приближенные засмеялись, предвкушая веселое развлечение.
Через несколько дней состоялся диспут. Многие горожане пришли послушать ученый спор Екатерины с языческими философами. На почетном месте восседал довольный Максимин. Он рассчитывал, что после диспута опозоренная прекрасная христианка станет для него легкой добычей.
Однако, как ни пытались философы своими каверзными вопросами поставить девушку в тупик, ничего не получалось. Она прекрасно знала труды древних поэтов и философов, цитировала Гомера и Платона. Даже мудрейшие из древних мудрецов помимо воли своей приходили к пониманию Единого Истинного Бога, говорила Екатерина. Обескураженные философы были вынуждены признать свое поражение. Максимин был взбешен.
Император не оставил попыток добиться Екатерины. Он сулил ей богатство, почести и величие, но девушка была неприступна. Тогда Максимин в гневе велел бить ее воловьими жилами, а потом отрубить голову. Но никакие угрозы не могли сломить девушку. Брошенная в темницу, она проводила дни и ночи в молитве, прося Господа лишь о том, чтобы Он не оставил ее и помог пройти крестный путь до конца.
Однажды после долгой молитвы Екатерина увидела во сне Богородицу и ее Божественного Сына. «Я возлюбил тебя и хочу обручить Себе как невесту, - произнес Христос. - Екатерина, сохрани этот союз. Не избирай себе земного жениха. В знак этого я дарю тебе перстень».
Девушка очнулась. На пальце у нее сиял перстень.
Екатерина исполнила Божий завет. Она приняла мучения и пошла на казнь. Сразу после казни ее тело было взято ангелами и унесено на самую высокую гору гряды Синай. Через несколько веков монахи близлежащего монастыря обнаружили на горе мощи святой. Их опознали по перстню на пальце. И гора, и монастырь, в который были перенесены мощи святой, сегодня носят ее имя.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.