Дети очень точно понимают смысл хороших книжек. Многие друзья говорили мне, что для них самая смешная книжка на свете – это о приключениях Алисы в стране Чудес. Я с детства не могла понять, почему. Она умная, изобретательная, написана с тонким юмором и некоторыми математическими загадками – но я всегда воспринимала перипетии девочки Алисы – ну очень отстраненно что ли. Проверила на детях. Самая лучшая книжка, сказали мне они – это Винни Пух. А почему – уточнила я? «Самый смиренный, самый кроткий мишка на свете все время оказывается самым мудрым. Он всегда говорит: У меня в голове опилки! – А сам принимает самые правильные решения. Всех спасает. Всех согревает». И так далее, и тому подобное - как говорил герой этой же сказки Ослик Иа… Перечитайте даже сейчас, у Милна на английском или у Заходера по-русски – не пожалеете, посмеетесь и порадуетесь – ну если давно не перечитывали. Но жизнь идет вперед, и на смену Винни Пуху приходят Хроники Нарнии. Тут уже мне сложнее дискутировать с подрастающими детьми – но и интереснее. Ночь, заканчиваю чтение: «Аслан сказал, что всё, что делают плохого во имя Его, делают для Таш (богини смерти), а то хорошее, что делают во имя Таш – воин сделал для Аслана!» Ух ты, как это прокомментировать, думаю я, уже немного засыпая. Но дети не спят, они взволнованы. Тогда почему богиня смерти Таш забрала себе воина, ну этого, главного хархистанца? – спрашивает старший. Ну – пытаюсь найти я слова. – Понимаешь, если бы всех подряд брали в рай, он был бы заполнен всеми подряд, а это… ммм… чревато… ммм» - слова у меня кончаются, как и силы укладывать этих любознательных детей. Тут на подмогу неожиданно приходит младший: «Мама, я понял! Это как смешать все равно комнату для курящих и некурящих!» Я проснувшись, говорю: Ты о чем?? «Мама, ну некурящие же задохнутся!» Почему я сама не смогла найти таких простых слов? Если в рай пускать всех подряд – некурящие же задохнутся!
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема