На Ветхий Завет традиционно обращают меньше внимания, чем на Новый. Широким почитанием пользуются, в основном, святые, которые были современниками Христа (например, апостолы) или те, кто пошел путем Спасителя уже после Его смерти — собственно, в силу верности Ему (например, раннехристианские мученики). А Ветхий Завет на этом фоне — будто другая история, как если бы христиан это почти не касалось… Нет, конечно, «фундаментальные» сюжеты типа сотворения мира или всемирного потопа более или менее известны, но дальше начинаются сменяющие друг друга царства, цари, пророки, герои, в которых очень легко запутаться, а если читать без подготовки, не зная исторического контекста — то и вовсе ужаснуться нравам этих людей.
В этом смысле неслучайно то, что опытные духовники советуют людям, только-только пришедшим к вере, начинать чтение Священного Писания не с Ветхого Завета, которым оно открывается, а с Нового — конкретно с Евангелия. Но те же опытные духовники настоятельно советуют читать Ветхий Завет тем, для кого чтение Нового уже стало ежедневной практикой.
Казалось бы, если главное в христианстве — Христос, Которому посвящен Новый Завет, то зачем Церковь в ходе богослужений уделяет такое внимание Ветхому — всей многовековой предшествующей истории, где до Христа еще далеко. Но в том-то все и дело, что совсем недалеко. С христианской точки зрения, Ветхий Завет — тоже по-своему о Христе: о том, почему приход Спасителя не стал случайностью, о том, как люди за много веков так и не смогли справиться со злом внутри себя и понадобилось, чтобы Бог пришел в мир Сам.
Евангелие расцвечивается новыми красками, если увидеть эту захватывающую ретроспективу. Вся история иудейского народа — Ной с ковчегом, несостоявшееся жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака, заповеди Моисея, падение и покаяние царя Давида, урок праведника Иова, мудрость Экклезиаста и т.д. — все это последовательно вело к тому, чтобы из этого народа произошла девушка Мария, проявившая высшую степень смирения и покорности Богу, и в ответ на благую весть о том, что она родит Сына Божьего, сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38).
10 января. О важности перенесения скорбей в деле спасения человека
8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности перенесения скорбей в деле спасения человека.
Страдания и скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал. По крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Поэтому, когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, и нередко воспринимаем это как некий вызов нам, начинаем сами бороться, тоже создавать какую-то стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, тем самым заражаясь этой человеческой неправдой и злобой, пуская в свое сердце то, на что и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, чтобы в страданиях мы согрешили, от Бога отказались, от Его промысла, возроптали, возненавидели других людей.
Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божьему закону. Когда все хорошо, то вроде испытаний никаких нету, искушений нету, соблазнов таких особенно нету с точки зрения веры в Господа. А вот когда через скорбь проходим, очень часто говорим: «Господи, а за что это мне?» Никогда не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а попытаемся ответить на вопрос: «А что ж такое, ну почему же я? Но ведь вот сосед-то ничего этого не испытывает. Вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать. Почему через скорбь меня Господь проводит?» Ответ очень простой. Если мать Его родная по плоти через скорбь прошла, какие у нас могут быть вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никаких.
Господь и дал нам пример своей Матери, пречистой и преблагословенной Девы Марии, выше всех ангелов и архангелов, которая даже эта высота и близость к Богу не оградила от человеческой скорби и даже от человеческих страданий.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О грехах зависти и сварливости
В 3-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину».
О грехах зависти и сварливости — священник Алексей Долгов.
Святой апостол Иаков призывает христиан быть чуждыми зависти и сварливости, потому что эти грехи прямо противоположны любви — главному качеству христианина. Зависть апостол называет горькой. Для человека она горька потому, что наполняет сердце беспокойством и тревогой, лишая человека сил. Для окружающих зависть горька потому, что приносит не согласие, а раздоры и споры. Поскольку, как говорит Христос, из сердца исходит все злое, то зависть скрывается именно в сердце, которое у нас может быть не только источником добра, но и зла. Побежденный завистью человек ругает, лжет и очерняет того, кому завидует, а себя превозносит и хвалит. Именно такими завистниками в первые века были самозванные учителя, которые возвышали себя и очерняли апостолов. Истинные веры в их поврежденные страстями сердца не вмещались, поэтому они толковали христианское учение по своему усмотрению. От этого стали рождаться ереси, которые являются ложью на истину.
Апостол Иаков обличает этих самозваных мудрецов, непризванных учителей, раздиравших церковь Божию, вопреки истинным верам, вводивших ложные учения, и показывает, что они руководствовались ложной мудростью, злой ревностью и страстью к спорам. Это не мудрость, нисходящая свыше от Бога, но мудрость душевная, бесовская. Святой апостол Иаков учит, что служить Словом могут по-настоящему мудрые, способные показывать мудрость своей собственной жизни христиане. Это относится и к нам, поскольку и от нас Церковь ждет настоящей мудрости, являемой не только в словах, но прежде всего в наших делах.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления
Сегодня 10 января. Рождественские святки.
О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления — протоиерей Константин Харитонов.
Ранее святая церковь Рождество Христово отмечала вместе с праздником Богоявления Господня. То есть, и праздник Крещения Господня, который иначе называется Богоявлением, и Рождество Христово отмечались в один день. Впоследствии эти дни были разъединены, чтобы отдельно отмечать праздник Рождества Христова и отдельно праздник Богоявления. Почему? Потому, что праздник Богоявления является даже выше праздника Рождества Христова. Потому, что в Рождестве Христом явился Сын Божий, воплотившийся от Девы Марии, а праздник Богоявления Господня является вся Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Это День Святой Троицы. И разделив эти два праздника, чтобы достойно их почтить, между ними эти дни являются Днями Святыми, как мы называем их «святками». И в эти дни мы особенно прославляем Родившуюся Христа и торжественно готовимся встретить праздник Богоявления Господня.
Все выпуски программы Актуальная тема