«Я сегодняшняя - точно такая же, как та маленькая девочка с белёсыми льняными локонами», - уверяла на склоне лет всемирно известная сочинительница детективов Агата Кристи. Про писателя Грэма Грина говорили, что в свои восемьдесят он напоминал осанистого юношу, загримированного под старика. А Корней Чуковский писал: «Никогда я не думал, что так радостно быть стариком!» Такова ли старость, как большинство из нас привыкло о ней думать? А, может быть, и вовсе – НЕ думать: мол, это случится, но когда-то потом, ещё не скоро… Игуменья Феофила (Лепешинская) – настоятельница Богородице-Рождественского монастыря в Калужской области и талантливая писательница, посвятила теме человеческого старения целую книгу под названием «Рифмуется с радостью».
Нет, о старости мы конечно думаем… Но как-то всё больше в материальном контексте – «скопить на старость», «обеспечить спокойную старость». А вот поразмышлять, перефразируя известного поэта, над тем, что если старость существует, - значит, это кому-нибудь нужно, – получается увы, нечасто. Автор книги взяла на себя смелость предпринять за многих из нас такую попытку, и утверждает: старость нужна… нам самим!
Игумения Феофила (Лепешинская) предлагает читателю посмотреть на старость не только как на увядание, но и как на один из самых глубоких периодов жизни, который, действительно «Рифмуется с радостью» - время покоя и созерцания, когда можно пристальнее вглядеться в мир вокруг, а главное, вглубь самого себя. Старость – это шанс. Шанс переосмыслить жизнь и провести «работу над ошибками». Ведь душа не стареет, и если Господь даёт нам возможность дожить до этих лет, значит, Он ждёт от нас того, о чём в суетливом беге молодости мы часто забываем: веры, молитвы, покаяния, - уверена писательница.
Изменить привычный взгляд на старость позволяют и многочисленные примеры из мировой культуры. Автор отсылает читателя то к стихам Шекспира, то к сюжетам мирового кинематографа, то к научным исследованиям. Обилие цитат и выдержек просто поражает, и, конечно, красноречиво свидетельствует об интеллектуальном багаже писательницы. При этом пишет она просто и доверительно, не поучая и не проповедуя, а побуждая читателя вести умственную работу, анализировать факты, и вникать в суть вещей.
В одном, по крайней мере, после прочтения книги игуменьи Феофилы (Лепешинской), сомнений не возникает: старости не стоит бояться. К ней просто надо спокойно готовиться, помня о том, что она «Рифмуется с радостью».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.