Мы с мужем поехали в свадебное путешествие. В Венецию. Без сомнения, самый подходящий для медового месяца город. Трудно даже представить другое такое место, где и сам воздух был бы пропитан романтикой. В Венеции созданы все условия для влюблённых - начиная с поющих серенады гондольеров и заканчивая семейными тарифами на билеты в музей.
Но самое для меня удивительное то, что Венеция, с ее карнавалами, масками и костюмами, оказалась хороша не только для отдыха, но и для паломничества. Причем, паломничества именно супружеского. Венецианцы – народ предприимчивый. За несколько веков своего превосходства на море и величия республики, они собрали такое количество христианских святынь, что всё свободное место на островах им пришлось застроить церквами и базиликами. Буквально некуда ступить, чтобы не оказаться у фасада храма, наполненного святынями.
Чтобы представить себе масштаб, я перечислю нескольких святых, почивающих мощами в Венеции: святой апостол Марк - автор Евангелия, преподобный Павел Фивейский - один из первых пустынножителей и аскетов, первый мученик - архидиакон Стефан, святитель Афанасий Великий - борец с ересью Ария и многие другие.
Но главными венецианским открытием для меня стали великие святые покровители брака - святитель Иоанн Милостивый, Александрийский Патриарх, который до своего пострига и возведения в епископы был женат и имел детей, а также святой пророк Захария, который жил в праведном браке со своей женой Елизаветой до самой старости, когда Господь послал им сына - святого пророка и предтечу Иоанна. Даже храмы, где находятся их мощи расположены рядом. Это храмы Сан-Захария и Сан-Джовани ин Брагора. Вы легко найдете их за главной венецианской площадью Сан Марко.
Вот так, оказалось, в Венеции можно объединить сказочное свадебное путешествие и паломничество для молодых супругов, недавно вступивших в брак и особенно нуждающихся в помощи святых - покровителей семьи!
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.