Лето закончилось. Наступил сентябрь. Скоро в Москву придут холода. Осенью открывают сезон и начинают работу благотворительные организации, которые помогают бездомным. Трудно себе это представить, но в холодное время года на улицах нашего города люди замерзают насмерть. Сотни людей.
Относиться к бомжам можно, как угодно. И, действительно, часто они ведут себя плохо. И пахнет от них не особенно симпатично. И выглядят они неприятно. Тут не поспоришь. Но вот не так давно мне пришлось снимать сюжет о программе «Возвращение» православной службы «Милосердие» и я взглянула на ситуацию под другим углом.
Суть программы в том, что сотрудники службы занимаются профилактикой бездомности. Они находят на вокзалах потенциальных бездомных и отправляют их домой. Как правило, истории все похожи друг на друга. Это немолодой уже провинциал, ехавший по своим делам транзитом через Москву. Но на подъезде к столице, ночью, его ограбили - забрали деньги, телефон и документы, а часто и сумку с вещами.
Оказавшись на шумном московском вокзале, такой человек не всегда может сообразить, куда теперь ему идти и что делать. Телефона, чтобы позвонить домой, у него нет. Да, и контактов своих близких он не помнит - ведь теперь все номера хранятся в памяти телефона. И если его украли, то пропали и номера тоже. Страшно.
Опустив руки, он садится на привокзальную скамеечку - осмыслить происходящее. Но в Москве быстро находятся интересующиеся его курткой и сапогами. Они предлагают выпить, угощают, утешают… и просыпается он в том же месте на следующий день, но уже без теплой одежды и мелочи в карманах. Всё. Теперь в наших глазах он бомж. Он выглядит как бомж, он пахнет как бомж и ведет соответственно. Через две-три недели такой жизни, если ему не помочь и не отправить его домой, этот бедный человек лишается практически всех шансов вернуться к нормальной жизни.
Своими глазами я видела одинокого старичка, который ехал на поезде из Омска в Калининград на могилу к отцу и брату. Они погибли во время войны. Дедушка в течении года откладывал часть пенсии, чтобы купить дорогие билеты из Сибири в Европу. Но во время пересадки с поезда на поезд - в Москве - все его вещи украли, и он остался ночевать на улице. Сотрудники службы «Милосердие» нашли старичка на одном из столичных вокзалов и буквально спасли, купив ему билеты домой. Таких старичков и старушек в год оказывается не менее 700 человек. Только тех, кого отправили домой по программе «Возвращение», а ведь сколько их еще.
Все это я рассказывала не только для того, чтобы вы помягче судили о бездомных людях. Не все они любители вольной и алкогольной жизни. Есть и те, кто хотел бы жить иначе. Я рассказывала еще для того, чтобы вы сами запомнили номера телефонов своих близких. Это очень, оказывается, теперь важно - не доверять гаджетам всего себя. От сумы и от тюрьмы, как говорится. Кто знает? Представьте, что вы оказались на вокзале в Новосибирске - без вещей. У вас нет телефона, денег, документов и обратного билета. На улице зима, а курочка закончилась еще в Екатеринбурге. Как бы вы сами вышли из такой ситуации?
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема