Игорь Северский доблестным витязем, уже перешедшим за тридцатилетний возраст. Он несколько раз успешно самостоятельно ходил на Половцев и сильно печалился, что домашние дела помешали ему принять участие в последних походах. Печаль эту разделял и брат его, князь Трубчевский Всеволод. И вот братья решили сами предпринять поход на Половцев.
23 апреля 1185 года, Игорь сел на коня в Новгороде Северском, приказав присоединиться к себе по пути брату Всеволоду из Трубчевска, юному сыну своему Владимиру из Путивля и племяннику Святославу Ольговичу из Рыльска. И кроме того выпросил у Черниговского князя Ярослава Всеволодовича боярина Олстина Олексича с пограничным варварским народцем Коуями.
Этот поход изображен во всех подробностях в замечательном произведении, «Слове о полку Игореве», дошедшем до нас с тех времен. Неизвестный создатель этого «Слова» с такой необыкновенной живостью описывает всех участников похода, их думы, надежды, предчувствия, неудачи и горести, что читатель совершенно переносится в их среду. Вместе с тем, в «Слове» необыкновенно картинно описывается природа наших южных степей и дается замечательно точное и меткое определение главных участников событий Русской жизни тех времен. Ввиду поразительной красоты «Слова о полку Игореве» — несколькими нашими писателями сделаны были удачные переложения его стихами с древне-русского языка на наш современный.
Когда Игорь, поджидая подхода остальных князей, приблизился к Донцу, то случилось солнечное затмение.
Три дня стояли здесь Русские полки и веселились, говоря: «Прежде наши с великим князем Святославом ходили на Половцев и бились с ними, озираясь на Переяславль; а мы теперь в самой земле Половецкой; теперь пойдем за Дон и до конца истребим их; а затем пойдем в Лукоморье, куда и деды наши не хаживали, и возьмем до конца свою славу и честь». Но скоро отряд наших храбрецов стал со всех сторон окружаться Половцами.
В этих тяжелых обстоятельствах благородные князья наши решили: «Если побежим, то сами спасемся, но черных людей оставим, и будет на нас грех перед Богом, что их выдали; уже лучше умрем».
Порешивши на этом, князья вступили в битву, хотя уже все изнемогали от безводья.
Игорь еще в начале битвы был ранен в руку. Увидев, что побежали Коуи, он поскакал к ним, чтобы удержать беглецов, но был тут же захвачен в плен. Скоро его глазам представилось страшное зрелище: его брат Всеволод был окружен со всех сторон врагами и, отбиваясь от них, изнемогал в неравной борьбе. Тогда Игорь стал просить себе смерти, только чтобы не видеть гибели брата. Но Всеволод не погиб, а был также взят в плен. Победа Половцев, со всех сторон кольцом охвативших Русских, была полная: наших ушло домой человек пятнадцать.
Известие об этом неслыханном погроме произвело на Руси потрясающее впечатление.
Половцы, ободренные неожиданным успехом, быстро двинулись на Русскую Землю.
Кончак направился на Киевскую сторону, а Гзак на Черниговскую, где остались один жены и дети. Скоро Кончак подошел к Переяславлю, в котором сидел знакомый нам молодой герой Владимир Глебович. Он неустрашимо вышел из города и ударил на Половцев с небольшой дружиной, но был окружен множеством врагов и тяжело ранен тремя копьями. Его, однако, выручили остальные люди дружины, и он гордо вернулся в Переяславль. Затем Половцы взяли Ромны, и, произведя на обоих берегах Днепра большие опустошения, успели вернуться домой безнаказанно.
А несчастные князья наши продолжали жить в плену, к большому горю их семей.
Случай дал возможность Игорю бежать из Половецкого плена. Половцы, ценя его блистательную отвагу, обращались с ним почтительно: он имел своих слуг и мог ездить на охоту. Только стража в двадцать человек была при нем неотлучно.
Один из Половцев, по имени Лавор, привязался к нему всей душой и предложил бежать вместе в Русь. Игорь сперва воспротивился. Но находившийся с ним в плену его тысяцкий и конюший уговорили своего князя на этот шаг. И вот, однажды, на закате солнца, когда Половецкая стража упивалась кумысом, Игорь, поклонившись образу Спасителя надел на себя крест и икону, тихонько поднял полу своего шатра, вылез на свободу, и незаметно пробрался на берег реки, где его ждал верный Лавор, после чего благополучно достиг своего дома.
Через два года вернулся также храбрый брат его Всеволод и юный сын Владимир; последний — с молодой женой. За время своего плена он успел влюбиться в ханскую дочь и жениться на ней.
Так окончился знаменитый поход Игоря. Но враждебные столкновения с Половцами продолжались по-прежнему и, при возможности — князья ходили в степь их наказывать.
В 1187 году, по возвращении из одного такого похода, разболелся и умер Владимир Глебович Переяславский, так прославившийся своею доблестью несмотря на молодые годы. Вскоре достойным преемником его славы выступил совсем юный сын Рюрика — Ростислав. Едва имея от роду пятнадцать лет, Ростислав сделался верным стражем Киевской Земли и истинной грозой пограничных хищников.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов