Эту небольшую красивую церквушку знает всякий, кто хоть раз выходил на Новый Арбат от метро Арбатская. Стоит она на правой, четной, стороне, и резко контрастирует, хотя на мой взгляд – наоборот – необычайным образом гармонирует со стоящим рядом многоэтажным зданием.
Собственно, знают ее и те, кто хоть раз видел знаменитую гайдаевскую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». В эпизоде, когда автомобили милиции и скорой помощи мчатся на вызов, эта церковь дважды попадает в кадр.
Это Церковь Симеона Столпника на Поварской.
Церковь, можно сказать, со счастливой, судьбой, хотя и с некоторыми оговорками… впрочем, незначительными…
Вот что хотите со мною делайте, но я уверен, что у этой церкви шансы исчезнуть были сто из ста. Ну не могла она уцелеть, если следовать логике застройки Москвы в 20-м веке. Сами посудите – начало главного проспекта столицы – Калининского – и в самом его начале церковь!
Ан нет, жива церковь, что безусловно, может только радовать. Жива, здорова и по-прежнему красива. Еще бы – пятиглавый огненный храм в стиле «русское узорочье»!
Сказывают, что деревянная церковь стояла здесь уже в 1625 году. Есть мнение, что она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, ибо день этот пришелся на праздник Симеона Столпника.
Каменную же церковь построили в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича. Главный престол храма — Введенский, а приделы — во имя Симеона Столпника и Димитрия Ростовского.
Церковь была крайне популярна среди москвичей в качестве места венчания.
Скажем, 6 ноября 1801 года здесь тайно венчался граф Николай Петрович Шереметев и его же крепостная актриса Прасковья Ивановна Жемчугова.
Здесь же в 1816 году венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина, дочь суворовского генерала Заплатина.
1 августа 2005 года в церкви Симеона Столпника в 30-ю годовщину их свадьбы венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина.
Прихожанином церкви был Николай Васильевич Гоголь, коего перед смертию причащал священник этой же церкви.
В 1992 году Храм Симеона Столпника был передан церкви и свое законное место заняла храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.
В-общем, в судьбе церкви восторжествовало то, что не зря называется справедливость.
Контакты: церковь Симеона Столпника на Поварской
Адрес: ул. Поварская, 5, стр.1
Как проехать:
От ст. метро “Арбатская"
Адрес сайта: simeon-stolpnik.narod.ru
Схема проезда:
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.