21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Мы вспоминаем о наших небесных друзьях и защитниках — ангелах. Слово “Ангел” по-гречески значит “вестник”. Ангелом в Писании может быть назван человек, например, Иоанн Креститель – или Сам Бог, но чаще всего речь идёт о сверхъестественных духовных существах. В нашей культуре и повседневном языке слово “ангел” (как и слово “бес”) во многом изменило смысл. Где-то начиная с эпохи возрождения ангелы – это умильного вида младенцы с крылышками; в песенках “ангел” – это красивая девушка, “ангельский” – это изящный, нежный, прекрасный. Однако в библейских ангелах нет ничего умильного; это могущественные и прекрасные существа, вызывающие благоговейный трепет.
Пророк Божий Даниил оказывается охвачен страхом и трепетом в присутствии Ангела, и Ангелу приходится говорить ему «не бойся». Бог окружён Ангелами, как Своими служителями – отсюда одно из имён Божиих в Писании – Господь Сафаоф, Бог ангельских воинств.
Библия также упоминает Херувимов и Серафимов, служащих Богу духовных существ, что предполагает определённые различия внутри ангельского мира.
Что мы знаем об Ангелах? Ангелы личностны - в молитвослове, например, есть молитвы, обращённые к нашему Ангелу-хранителю. Людям иногда трудно поверить в личностную природу Ангелов. Некоторые предпочитают понимать под ангелами просто проявление божественного присутствия (и иногда в Писании Ангел - это, действительно, присутствие Божие), иногда – просто часть образного языка Писания.
Однако сама Библия не оставляет сомнений в том, что речь идёт именно о личностях. В книге Даниила Ангел беседует с пророком; Архангел Гавриил вступает в беседу с Захарией в храме и говорит «я Гавриил, предстоящий пред Богом»
В чём состоит миссия Ангелов?
Им поручено заботиться о верующих. Ангелы становятся видны людям исключительно редко, в какие-то переломные моменты истории спасения, но, по свидетельству Писания, они постоянно принимают участие в жизни людей, особенно верующих.
Даже у незаметных, “малых” членов народа Божьего есть Ангелы, которые пекутся о них. Ангелы в этом отношении не просто исполняют своё служение – они глубоко сопереживают происходящему с людьми. Как сказано в Евангелии, “бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся”.
У нас на небесах есть друзья, которые радуются нашему обращению и пекутся о нас. Не только Сам Бог, но и многочисленная семья добрых духовных существ заботится о нас на земле и ожидает нас на небесах.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.