Крым, Таврия, Таврида были освящены светом христианства ещё в первом веке. И принёс сюда благую весть о спасении апостол Андрей Первозванный. Перенесёмся мысленно и мы в те раннехристианские времена! Но для начала вспомним о личности самого апостола.
Андрей был родом из Вифсаиды – небольшого городка на берегу Галилейского озера в Палестине. Как и большинство его жителей, занимался рыболовством. Был учеником Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию, первым призван Иисусом Христом, отсюда и наименование – Первозванный.
Слово «апостол» в переводе с греческого означает «посланник», «странствующий проповедник». После Воскресения Господа и сошествия на Его учеников Святого Духа, по жребию апостолу Андрею надлежало отправиться в Скифию, которая включала в себя Северное Причерноморье, в том числе и наш Крымский полуостров.
Разнородным и разноплемённым было тогда население Крыма. Греческая колонизация с рабовладельческим строем была представлена рядом городов и поселений. В крепостях размещались римские легионы. В торговых городах встречались евреи. Население предгорий и степной части было смешанного этнического состава и именовалось тогдашним цивилизованным миром собирательным именем – скифы.
Византийский историк девятого века Никита Пафлагонский в «Похвальном слове к апостолу Андрею» писал: «Получив в удел север (а Скифия для византийцев, конечно, была севером), ты обходил и сарматов, и тавров, и скифов».
Какими же были плоды проповеди святого просветителя Крыма?
Через 30 лет после апостола Андрея в Инкерман прибыл священномученик Климент Римский. Святой был сослан сюда за проповедь о Христе. По его свидетельству, благодаря слову Первозванного апостола, только в этом поселении он встретил общину из двух тысяч христиан.
А ведь святой Андрей проповедовал по всему Крыму! Исторические хроники позволяют отследить его маршрут. Прибыл апостол в Пантикапей (нынешнюю Керчь), затем принёс весть о Христе Воскресшем в Феодосию, Судак, Алушту (в окрестностях Алушты есть целебный источник, у которого, по преданию, Андрей беседовал с местными жителями. Источник назван с древних времён его именем). Далее – проповедь на Медведь-горе (Аю-Даге), в те времена она была населена. Гурзуф, окрестности современной Ялты, Инкерман и, наконец, Херсонес, где, как говорят летописи, «апостол провел много времени».
После проповеди в Крыму, святой апостол Андрей отправился с вестью о Христе вверх по Днепру, а затем в Западную Европу. Он был распят за веру около семидесятого года в греческом городе Патры. По просьбе самого апостола, его распяли на икс-образном или, как говорится иначе, – косом кресте, который, по смиренному желанию ученика Христова, должен был отличаться от креста Спасителя.
Многие народы и страны услышали слово о Христе из уст Андрея Первозванного. В географию его проповеди входил и наш Крым.
И сегодня многое здесь напоминает о святом апостоле: и Андреевские флаги на кораблях Черноморского флота, и топографические названия, и храмы, освящённые в его честь. Благодарные крымчане считают апостола Андрея своим небесным покровителем, отдавая должное заслугам его земной жизни, и уверенные в том, что Крым и ныне для него – предмет молитвенной заботы и любви.
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема








