Крым, Таврия, Таврида были освящены светом христианства ещё в первом веке. И принёс сюда благую весть о спасении апостол Андрей Первозванный. Перенесёмся мысленно и мы в те раннехристианские времена! Но для начала вспомним о личности самого апостола.
Андрей был родом из Вифсаиды – небольшого городка на берегу Галилейского озера в Палестине. Как и большинство его жителей, занимался рыболовством. Был учеником Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию, первым призван Иисусом Христом, отсюда и наименование – Первозванный.
Слово «апостол» в переводе с греческого означает «посланник», «странствующий проповедник». После Воскресения Господа и сошествия на Его учеников Святого Духа, по жребию апостолу Андрею надлежало отправиться в Скифию, которая включала в себя Северное Причерноморье, в том числе и наш Крымский полуостров.
Разнородным и разноплемённым было тогда население Крыма. Греческая колонизация с рабовладельческим строем была представлена рядом городов и поселений. В крепостях размещались римские легионы. В торговых городах встречались евреи. Население предгорий и степной части было смешанного этнического состава и именовалось тогдашним цивилизованным миром собирательным именем – скифы.
Византийский историк девятого века Никита Пафлагонский в «Похвальном слове к апостолу Андрею» писал: «Получив в удел север (а Скифия для византийцев, конечно, была севером), ты обходил и сарматов, и тавров, и скифов».
Какими же были плоды проповеди святого просветителя Крыма?
Через 30 лет после апостола Андрея в Инкерман прибыл священномученик Климент Римский. Святой был сослан сюда за проповедь о Христе. По его свидетельству, благодаря слову Первозванного апостола, только в этом поселении он встретил общину из двух тысяч христиан.
А ведь святой Андрей проповедовал по всему Крыму! Исторические хроники позволяют отследить его маршрут. Прибыл апостол в Пантикапей (нынешнюю Керчь), затем принёс весть о Христе Воскресшем в Феодосию, Судак, Алушту (в окрестностях Алушты есть целебный источник, у которого, по преданию, Андрей беседовал с местными жителями. Источник назван с древних времён его именем). Далее – проповедь на Медведь-горе (Аю-Даге), в те времена она была населена. Гурзуф, окрестности современной Ялты, Инкерман и, наконец, Херсонес, где, как говорят летописи, «апостол провел много времени».
После проповеди в Крыму, святой апостол Андрей отправился с вестью о Христе вверх по Днепру, а затем в Западную Европу. Он был распят за веру около семидесятого года в греческом городе Патры. По просьбе самого апостола, его распяли на икс-образном или, как говорится иначе, – косом кресте, который, по смиренному желанию ученика Христова, должен был отличаться от креста Спасителя.
Многие народы и страны услышали слово о Христе из уст Андрея Первозванного. В географию его проповеди входил и наш Крым.
И сегодня многое здесь напоминает о святом апостоле: и Андреевские флаги на кораблях Черноморского флота, и топографические названия, и храмы, освящённые в его честь. Благодарные крымчане считают апостола Андрея своим небесным покровителем, отдавая должное заслугам его земной жизни, и уверенные в том, что Крым и ныне для него – предмет молитвенной заботы и любви.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема












