Монастырь святой Екатерины на Синае уютно разместился в оазисе между горных хребтов, у подножия. Снаружи обитель напоминает средневековую крепость с невероятно высокими стенами. Войти сюда можно через узенькую и низкую дверь. Поток желающих попасть на территорию обители не иссякает. Ведь именно здесь растет знаменитая Неопалимая Купина – тот самый терновый куст, который горел, но не сгорал, когда пророку Моисею явился в нем сам Господь.
Монахи стали селиться в оазисе возле Неопалимой Купины еще в первые века. Тогда это были отшельники, они предпочитали жить уединенно, и только во время праздников собирались у чудесного куста, чтобы вместе совершить богослужение. Так было до тех пор, пока иноки не обратились к равноапостольной царице Елене с просьбой построить рядом с Неопалимой Купиной небольшую церковь и обнести ее оградой на случай вторжения кочевников. Так на Синае возникла общежительная обитель, которая с тех пор не прекращала своего существования.
За все время своего существования монастырь ни разу не был потревожен захватчиками. В разные периоды его покровителями выступали основатель ислама Мухаммед, халифы и султаны, французский император Наполеон. Это позволило обители пережить времена арабского завоевания, периоды крестоносцев и османов.
Но сами монахи считают, что на протяжении веков обитель хранила Неопалимая Купина. Насельники монастыря с благоговением относятся к этой святыне. Над конями чудесного куста устроен небольшой храм-часовня. Само же растение зеленеет и поныне, давая новые побеги. Интересно, что попытки пересадить отростки Купины в других частях Синайского полуострова не увенчались успехом.
Изначально монастырь на Синае именовался в честь Неопалимой Купины, но в одиннадцатом веке обитель получила имя святой Екатерины, которая пострадала за Христа в Александрии. После казни тело великомученицы исчезло, и только спустя три столетия монахи чудесным образом обрели ее мощи на самой высокой точке Синая, и перенесли в свою обитель для поклонения.
В алтаре храма Преображения Синайского монастыря стоит мраморная рака, в ней – два ковчежца из серебра. В одном из них хранится честная глава святой Екатерины, в другом - ее десница. Еще одна частица мощей, а именно палец, заключена в мощевик на иконе великомученицы. В отличие от ковчежцев, которые большую часть времени скрыты в алтаре, образ с частицей мощей всегда доступен для верующих.
Монастырь на Синае с давних пор поддерживал связь с Россией. Неспроста здесь много русских икон, богослужебных книг, церковной утвари. Отрадно, что и сейчас среди желающих войти в узкие ворота Синайской обители очень много паломников из России.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова