Где могут совместно, бок о бок, да еще совершенно бесплатно, трудиться академик, консул, и бродяга без определенного места жительства? Кажется, подобное и представить-то проблематично. И все же есть такое место! Это – православный храм. По крайней мере, на приходе у священника Александра Дьяченко всё именно так и обстоит. Об этом он сам пишет в своей новой книге «В круге света».
Этого сборника рассказов и очерков с нетерпением ждали те, кто уже успел оценить литературный дар отца Александра. Когда-то он размещал свои произведения только у себя в Живом Журнале, и собрал столько восхищенных комментариев, что эти талантливые рассказы просто не могли не заметить предприимчивые издатели. У батюшки стали выходить книги. Сегодня отца Александра Дьяченко называют одним из самых известных писателей-священников, а в соцсетях его рассказы по количеству перепостов могут поспорить с записями самых популярных блоггеров.
Книгу «В круге света» издатели позиционируют как самый полный сборник произведений батюшки. На его страницах читатели найдут как уже знакомые по предыдущим книгам рассказы, так и совершенно новые, нигде до этого не публиковавшиеся. В творчестве отец Александр, как всегда, остается верен себе. Его рассказы – как вспышки на фоне самых актуальных вопросов современности. И, кстати, далеко не исключительно церковных. Отец Александр смотрит на социальные проблемы широким взглядом человека, постоянно находящегося среди людей.
Когда в рассказе «Мужики» он пишет о том, что мужчин в церкви стало меньше, то анализирует этот процесс с разных позиций и с помощью ярких примеров из собственной священнической практики. А в рассказе «Всякое дыхание» – размышляет о том, что животные, птицы и прочие Божьи творения, пожалуй, гораздо умнее и понятливее, чем мы можем себе представить. И тоже рассказывает истории из жизни: про ворон, которых смог убедить не растаскивать ограду с клумбы; про крысу, живущую у одной бабули на правах комнатной собачки…
Конечно, читателя в рассказах отца Александра Дьяченко привлекают не только интересные житейские истории, но и способность автора вынести в них на первый план самое главное – присутствие Бога в жизни каждого из нас, способность почувствовать Его в нашей обыденности. И от этого ощутить себя словно бы «В круге света», дающего надежду и веру.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.