Ранним июльским утром 1737 года в подмосковном селе Чашниково у причетника Егора родился сын. Односельчане между собой говорили, что на свет появился необыкновенный малыш: в момент его рождения в местной церкви вовсю звонили колокола, а сам день был праздничным – день святых апостолов Петра и Павла. Жители Чашниково в своих предположениях не ошиблись.
Мальчика назвали Петром. Он рано полюбил церковное богослужение, и отец определил сына в Коломенскую семинарию. А потом перевёл в Москву, в Славяно-греко-латинскую Академию. Жизнь в большом городе была ему не по карману. На занятия Пётр бегал босиком, а обувь держал в руках, чтобы не истрепать и надевал её только у входа в Академию. Несмотря на почти постоянный голод, Пётр Левшин усердно постигал науки и считался лучшим учеником. Поэтому, после окончания курса, был оставлен преподавать в Академии. А по воскресным дням читал проповеди в церкви. Они собирали огромное число верующих. В двадцать один год Пётр стал монахом Троице-Сергиевой Лавры и принял имя Платон.
Екатерина Вторая, которой очень понравились проповеди молодого монаха, пригласила его преподавать закон Божий своему сыну - цесаревичу Павлу. Кроме того, Платон исполнял обязанности придворного проповедника. Впечатление от его речей было таким, что Екатерина говорила: «Отец Платон делает из нас всё, что хочет: хочет он, чтобы мы плакали – мы плачем». Вскоре Платон Левшин был посвящён в архиепископы Московские.
Московская епархия тогда находилась в плачевном состоянии. Платон принялся наводить порядок. Ездил по монастырям и церквям, ремонтировал духовные училища, восстанавливал храмы и монастыри. Покрыл позолотой главы в Троицком и Успенском соборах. Возвёл в Кремле церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.
Платону Левшину обязана своим расцветом и московская Духовная Академия. Он обновил штат преподавателей, увеличил в три раза число учащихся, добился приличного финансирования, открыл общежитие для бедных воспитанников. Лучших учеников отправлял слушать лекции в университет, а самые удачные студенческие работы печатал за свой счёт. Платон пожертвовал капитал в Опекунский Совет, на проценты с него в Академии, Семинарии и Духовном училище содержалось по пять лучших воспитанников. Кроме того, Платон открыл духовные училища в Калуге, Звенигороде и Дмитрове.
В 1781 году Платон уже в сане митрополита поселился в Троицкой Лавре. В те годы он начал болеть, но трудился по-прежнему много. Неподалёку от Лавры нашёл пустынное место, назвал его Вифанией, выстроил там монастырь, семинарию и церковь в честь Преображения Господня. Вифания стояла посреди лесов и полей. Платон, приучая семинаристов к труду, вместе с ними убирал сено, выращивал овощи. В отличие от высокопоставленных особ, с которыми митрополит обращался сурово, с семинаристами и простым людьми он всегда был мягок и обходителен.
Когда началась война 1812 года митрополит, разбитый параличом, уже едва говорил. Но он жертвовал деньги на военные нужды, нашёл в себе силы приехать в Москву. Платона увезли из города за день до того, как вошли французы. Умер митрополит, дождавшись вести об изгнании неприятеля из Москвы. Все свои сбережения Платон завещал учреждениям, которые опекал при жизни.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема