Ранним июльским утром 1737 года в подмосковном селе Чашниково у причетника Егора родился сын. Односельчане между собой говорили, что на свет появился необыкновенный малыш: в момент его рождения в местной церкви вовсю звонили колокола, а сам день был праздничным – день святых апостолов Петра и Павла. Жители Чашниково в своих предположениях не ошиблись.
Мальчика назвали Петром. Он рано полюбил церковное богослужение, и отец определил сына в Коломенскую семинарию. А потом перевёл в Москву, в Славяно-греко-латинскую Академию. Жизнь в большом городе была ему не по карману. На занятия Пётр бегал босиком, а обувь держал в руках, чтобы не истрепать и надевал её только у входа в Академию. Несмотря на почти постоянный голод, Пётр Левшин усердно постигал науки и считался лучшим учеником. Поэтому, после окончания курса, был оставлен преподавать в Академии. А по воскресным дням читал проповеди в церкви. Они собирали огромное число верующих. В двадцать один год Пётр стал монахом Троице-Сергиевой Лавры и принял имя Платон.
Екатерина Вторая, которой очень понравились проповеди молодого монаха, пригласила его преподавать закон Божий своему сыну - цесаревичу Павлу. Кроме того, Платон исполнял обязанности придворного проповедника. Впечатление от его речей было таким, что Екатерина говорила: «Отец Платон делает из нас всё, что хочет: хочет он, чтобы мы плакали – мы плачем». Вскоре Платон Левшин был посвящён в архиепископы Московские.
Московская епархия тогда находилась в плачевном состоянии. Платон принялся наводить порядок. Ездил по монастырям и церквям, ремонтировал духовные училища, восстанавливал храмы и монастыри. Покрыл позолотой главы в Троицком и Успенском соборах. Возвёл в Кремле церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.
Платону Левшину обязана своим расцветом и московская Духовная Академия. Он обновил штат преподавателей, увеличил в три раза число учащихся, добился приличного финансирования, открыл общежитие для бедных воспитанников. Лучших учеников отправлял слушать лекции в университет, а самые удачные студенческие работы печатал за свой счёт. Платон пожертвовал капитал в Опекунский Совет, на проценты с него в Академии, Семинарии и Духовном училище содержалось по пять лучших воспитанников. Кроме того, Платон открыл духовные училища в Калуге, Звенигороде и Дмитрове.
В 1781 году Платон уже в сане митрополита поселился в Троицкой Лавре. В те годы он начал болеть, но трудился по-прежнему много. Неподалёку от Лавры нашёл пустынное место, назвал его Вифанией, выстроил там монастырь, семинарию и церковь в честь Преображения Господня. Вифания стояла посреди лесов и полей. Платон, приучая семинаристов к труду, вместе с ними убирал сено, выращивал овощи. В отличие от высокопоставленных особ, с которыми митрополит обращался сурово, с семинаристами и простым людьми он всегда был мягок и обходителен.
Когда началась война 1812 года митрополит, разбитый параличом, уже едва говорил. Но он жертвовал деньги на военные нужды, нашёл в себе силы приехать в Москву. Платона увезли из города за день до того, как вошли французы. Умер митрополит, дождавшись вести об изгнании неприятеля из Москвы. Все свои сбережения Платон завещал учреждениям, которые опекал при жизни.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер