Послание апостола Павла к Галатам. Глава 6, стихи 11-18.
Апостолам, ученикам Христа, перемещаясь по Римской империи, а также по территориям за ее пределами, приходилось общаться с самыми разными народами. Наиболее ярким примером такого общения был, конечно же, апостол Павел. Во время своего первого миссионерского путешествия он, например, рассказывал о Христе и Его учении галатам - народности, проживавшей в Малой Азии и возникшей из-за слияния греков и галлов, предков французов. Галаты очень искренне приняли весть о Спасителе и Евангелии, но после ухода апостола Павла поддались влиянию лукавых лже-проповедников. Павел, не имея возможности вернуться в Галатию, направил ее христианам послание, в котором опровергал учение лже-проповедников.
6.11 Братья, видите, как много написал я вам своею рукою. 6.12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 6.13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. 6.14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 6.15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. 6.16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. 6.17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. 6.18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Апостол Павел обычно писал кому-то, надиктовывая текст своим секретарям. Послание к Галатам он написал собственноручно, потому что крайне важным был повод к созданию этого послания. Галаты жили в окружении греков и евреев. Если с греками культурных и религиозных недопониманий у галатов не возникало, то евреи, даже принявшие проповедь о Христе, подчас пытались навязать галатам свою позицию. Лже-проповедники, ходившие по Галатии, в основном представляли именно иудейскую религию. Они убеждали галатов, что Ветхий завет продолжает действовать и христианам необходимо соблюдать его законы. В частности, мужчинам при крещении нужно также принимать иудейское обрезание. Когда-то обрезание воспринималось евреями как посвящение себя Богу, как отметина принадлежности к избранному народу. Но к первому веку обрезание стало просто давней традицией, почти формальностью. Но при этом формальностью очень удобной. Принятие норм Ветхого завета давало защиту от санкций государства. Обрезание было видимым свидетельством принадлежности к вере Израиля. Христиане же были империей гонимы.
Апостол Павел в послании к Галатам прямо говорит, что все доводы иудейских проповедников - это ложь. С приходом Христа Ветхий завет утратил свою силу, а потому и обрезание теперь не имеет никакого значения. Раньше оно служило видимым отличием иудеев, как народа избранного, от прочих национальностей. С пришествием Христа в этом больше нет нужды. Время религиозной самоизоляции прошло. А потому, навязывая бывшим язычникам нормы Ветхого завета, иудеи лишь проявляли амбиции- как бы получали власть над иными народностями.
Апостол обличает властолюбие иудеев и говорит, что христианину нужно хвалиться не обрезанием и не какими-то другими внешними достоинствами, а подвигом Христа, умершего за всех людей. Раны Спасителя заменили собой обрезание и теперь каждый человек, вне зависимости от национальной принадлежности, приняв крещение и живя по заповедям Бога, становится частью народа Божьего. Апостол в самом конце своего послания призывает Бога помочь галатийским христианам, укрепить их дух, чтобы они могли достойно противостоять различным искушениям, которые посылает им окружающий мир. Через толщу веков благословляет он и тех, кто сегодня, слушая его слова, искренне принимает принципы христианской веры, делая их стержнем своей жизни.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема