Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 18-22
В религиозном сознании иудеев центральное место занимал ритуал. Важную роль среди огромного количество различных ритуальных предписаний играл пост. Во время поста евреи накладывали на себя строгие ограничения в пище и принимали траурный, скорбный вид. Все это должно было быть внешним свидетельством глубокого покаянного плача и сокрушения о грехах, которые разлучили человека и Бога. С другой стороны так иудеи как бы заявляли, что они с напряжением ожидают то время, когда Господь вновь посетит Своих людей. Пренебрегать постом – это кощунство. Ведь это один из столпов, на котором покоится все здание благочестия иудейской религии. Не постишься, нет с тобой Бога.
В ответ на эти упреки Господь заявляет: радуйтесь, наступил тот момент, которого вы так ждали. Бог лично посетил Свой народ. А потому, о каком посте, о какой скорби может идти речь? Это время веселья, торжества. И действительно, находится рядом со Христом и соблюдать пост, как его понимала иудейская традиция, – то же самое, что сидеть с мрачным видом во время свадебного торжества, ничего не есть и не пить. Вот, что хочет сказать Спаситель в ответ на упрек Своих недругов.
Более того, с приходом Христа все изменилось. Отношения между людьми и Богом теперь будут протекать совершенно иначе. Ритуал уже не будет играть такой роли, как прежде. Поэтому попытаться впихнуть новое содержание Евангельской вести в старые формы богопочитания – безумие. Это все равно, что к истлевшей одежде пришивать заплатку из новой ткани. Постираешь, заплатка сядет и вся работа насмарку. Ветхозаветная религия с ее ритуальной махиной должна уйти в прошлое. Для той радости, которую принес Господь, необходимы новые меха, новые формы.
Мысль очень важная и глубокая. В христианской Церкви также есть множество ритуальных предписаний. Однако мы должны помнить, что то новое содержание, которое принес Христос, та благодать, которую мы переживаем, не есть прямое следствие их тщательного исполнения. Господь ожидает от человека исправление сердца. Вся церковная дисциплина с ее постами и бдениями и другими ограничениями – всего лишь вспомогательный инструмент, который помогает нам осуществлять эту работу. При их помощи мы придаем своей душе новую форму, делаем ее более эластичной и гибкой. Одним словом подходящей для того, чтобы однажды в нее влили ароматное, выдержанное вино Божественной благодати.