Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 10-16
Читает и комментирует протоиерей Павел ВеликановЗдравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам, дорогие друзья, буквально... спотыкаться об чьи-то слова? Причём настолько сильно, это эти слова ещё очень долго так и продолжали крутиться у вас в голове, не отпуская?
Сегодня в храмах за богослужением звучит отрывок из 9-й главы Евангелия от Матфея, который — именно про такое «спотыкание».
Ученики спускаются с горы Фавор после Преображения Христа. Они только что видели сияющий лик Спасителя, видели явившихся Моисея и Илию, слышали голос Небесного Отца. Всё — один сплошной вдохновенный восторг. И вдруг — жёсткий запрет говорить об этом «до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых». Евангелист подчёркивает: они не отвергают это указание, а удерживают его. Это слово они хранят — но не понимают. А мы в свою очередь никак не можем понять, да что же в этих словах такого «непонятного»? Христос «всего лишь» говорит о Своём Воскресении. Чтобы разобраться, необходимо посмотреть на контекст происходящего.
Во времена Иисуса вера во всеобщее воскресение в конце истории уже сформировалась у значительной части иудаизма, но идея о том, что до этого момента один конкретный человек может воскреснуть — причём не на какое-то время, чтобы потом также умереть, а принципиально по-иному, уже окончательно победив саму смерть, — всё это было радикально новым. Современные библейские исследователи показывают, что вера в телесное воскресение несла целый «букет» идей: о справедливости Бога, о ценности тела, о победе над смертью не как над абстракцией, а над реальной разрушительностью смерти и для личности, и для народа. Именно отсюда рождается растерянность учеников: они знают схему — «в конце истории все воскреснут», — но никак не могут вписать туда слова Христа: «Сыну Человеческому... надлежит много пострадать и быть уничижену... и воскреснуть». Как вообще можно воскреснуть посередине истории? — это был полный слом привычного шаблона.
Отсюда становится понятным и пассаж про Илию пророка: как только речь заходит о воскресении, их шаблон тотчас преподносит привычную схему конца времён. Если воскресение — значит, сначала должен прийти Илия. Потом — День Господень, Суд и слава Израиля. Но слова Иисуса разламывают эту логику. В Божественной логике — не человеческой! — Илия в лице пророка и предтечи Иоанна уже пришёл, и его честная голова была отрублена царской властью. Путь вполне традиционный для пророков. Теперь следующий шаг — понять, что воскресение — это не «где-то там, далеко, в конце времён» — а здесь, рядом с ними, в лице Самого Мессии — Он Сам и есть «жизнь и воскресение!» Он — Живой Мост между «здесь и сейчас» и «там и тогда», в самом конце человеческой истории. Он — «альфа и омега, начало и конец». Не Он обусловлен пророческими ожиданиями — а, напротив, всё, о чём говорили пророки, лишь слабый отблеск исходящего от Него Света.
Сегодняшнее Евангелие даёт нам очень важный урок: не абсолютизировать никакие пророчества, предвидения, прозрения. Как бы нам ни казалась идеальной в своей логике чья бы то ни было схема — Бог — вне любых схем и предположений, и действует только так, как Сам этого желает!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов






