Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 22-26. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 22-26

Мк., 34 зач., VIII, 22-26 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, почему богослужение в православных храмах такое... продолжительное? И достаточно утомительное — ведь не каждому привычно стоять несколько часов неподвижно — и Церковь не идёт не на какие послабления? Лучше понять причину такого положения дел нам поможет отрывок из 8-й главы Евангелия от Марка, который сегодня читается в храмах за богослужением.

Глава 8.

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Кому-то может показаться, что Иисус... «не справился» сразу с проблемой исцеления — но это совсем не так. Перед нами — интереснейший пример того, как Бог действует по отношению к человеку.

Прежде всего, евангелист Марк сознательно подчёркивает в самом процессе исцеления телесность: Христос берёт за руку, выводит, плюёт, возлагает руки.

Здесь тело — не просто «объект» воздействия, «страдательная» сторона, но и собственно «инструмент» исцеления. Прикосновение к телесности Христа Спасителя становится целительным для слепого: это не «спасение души от тела», как это видели бы стоики или неоплатоники — а именно восстановление целостности человека как такового — и тела, и души, и духа.

И вот теперь мы подошли к очень важному моменту. Тело, в отличие от духовного, нематериального мира, имеет определённую протяжённость и инерцию. И та постепенность, о которой говорит Евангелист, как раз об этом: слепой честно признаёт, что он видит — но плохо, смутно, какими-то пятнами. Казалось бы, это уже огромный результат — но Бог не останавливается на «полумерах»: ещё одно касание целебной руки — и зрение полностью восстанавливается!

Эта «протяжённость» побуждает задуматься как раз о том, с чего я начал комментарий: о долгих службах в церкви. К счастью, мы — не «компьютерные программы», которые и то требуют определённого времени для загрузки. Все наши органы чувств — телесные, и везде именно благодаря телесности присутствует определённая инерционность. И это — просто восхитительно! Почему? Да потому, что именно постепенность происходящего позволяет превратить жизнь в плавный, но динамичный танец — а не невротическое движение рывками. В современном «обществе достижений», где каждый стал сам для себя и рабом, и господином, бесконечное повышение «продуктивности» и «эффективности» приводит к состоянию загнанности, или, как говорит один современный философ, «депрессии успеха». Всё в жизни — глотается крупными кусками, настолько огромными, лишь бы пропихнулось в условный «рот». Потому и неизбежно «несварение» — когда не хватает именно этой «протяжённости», чтобы усвоить, переварить, оценить и... сродниться, впитать в себя происходящее. Не пора ли нам развивать именно этот евангельский навык «притормаживания» по жизни — который так красиво описал нам сегодня евангелист Марк — только благодаря которому Бог может нам открыть глаза души полностью, в предельной чёткости?


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!