Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19

Лк., 85 зач., XVII, 12-19 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно у одного из богословов я встретил понятие, которое меня смутило — и одновременно заинтересовало: это понятие «дешёвой благодати». Разве может благодать иметь... разную цену?

Ответ на этот вопрос — в отрывке из 17-й главы Евангелия от Луки, который сегодня звучит в храмах за богослужением.

Глава 17.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Мысль о «дешёвой благодати» принадлежит Дитриху Бонхёфферу, немецкому богослову, известному своей открытой борьбой с фашизмом. Под «дешёвой благодатью» он имел в виду лютеранскую интерпретацию прощения грехов «только верой», которая не приводила ни к какому изменению жизни: «раз Бог и так всё простит, то какой смысл напрягаться в следовании заповедям?»

9 прокажённых из сегодняшней евангельской истории — яркий пример такой «дешёвой благодати». Почему «дешёвой»? Потому что получение этой милости ими воспринималось как нечто должное: они ведь так много страдали, так долго гнили заживо — и вот, наконец-то, Бог смиловался над ними — и теперь им от Него больше ничего не надо. Их фокус внимания так и остался на них самих: это они — дотерпели, дострадались, дождались. А Бог в этой ситуации — всего лишь «инструмент», который после того, как «отработал», больше не нужен — и не интересен.

И только один — самарянин — отказался принимать эту «дешёвую благодать»: он вернулся, пал ниц, стал благодарить — всем своим поведением показывая, что он вовсе не считал себя «заслуживающим» дара исцеления. То, что произошло, для него — вообще не «инструментально»: это прежде всего акт доброй воли, явление Бога, движение навстречу человеческой боли и страданию. И это движение Бога — само по себе — не может быть ожидаемым как нечто «заслуженное», «заработанное» — это именно знак любви, который преступно воспринимать как что-то «обычное» и «ожидаемое».

Интересно, что Бонхёффер противопоставлял «дешёвой благодати» своеобразную формулу: «Только верующий послушен, и только послушный верует». Другими словами, вера рождает послушание, а послушание питает веру. Без реального шага навстречу Христу вера так и остаётся благочестивой фантазией — ни к чему не приводящей, даже при явном чуде — как это и было в случае с исцелением прокажённых.

Куда нас приводит исполнение Богом наших желаний и мечтаний — снова к самим себе — или же к Источнику всех благ — хорошо бы задавать себе этот вопрос почаще!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!